РУС БЕЛ ENG

Роль семьи в воспитании будущего гражданина

03.07.2023

Роль семьи в воспитании будущего гражданина

Есипенко Светлана Николаевна, учитель белорусского языка и литературы ГУО «Ржавская базовая школа Бешенковичского района»

Воспитание и  развитие  детей,  социализация  подрастающего   поколения –  важнейшие  функции  института  семьи,  здесь  же  дети  получают  и первые уроки добра, долга, милосердия, патриотизма  и  гражданственности.  Моральные нормы  общества  первоначально  предстают

перед  ребенком в  образе жизни семьи и, даже еще не будучи осознанными, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье формируются привычки, жизненные принципы и приоритеты. 

В наследии русского философа И.А. Ильина рассматривается понятие духовного призвания семьи, в котором он выделяет два аспекта: социальный и индивидуальный. 

Социальный аспект духовного призвания выражается в восприятии, поддержке и передаче  семьей  из  поколения  в  поколение  духовно-религиозной  и  национальной  отечественной традиции. В семье формируется гражданская позиция, культура национального и патриотического чувства. Истинный гражданин и сын своей родины воспитывается в семье,  где  впервые  испытывает  чувство  солидарности и совестливости, где взаимная любовь превращает долг в радость, где развивается способность к доверию и сотрудничеству.  В  семье  ребенок  учится  любить,  а  по любви – страдать, терпеть, жертвовать, забывая  о  себе,  и  служить  близким.  В  духовно-здоровой семье душа человека с раннего детства  обуздывается,  смягчается,  приучается относиться  к  ближним  с  почтением  и любовью.  Семья  для  ребенка  – первое  «мы»,  возникшее  из  любви  и  добровольного служения, где один стоит за всех, а все за одного. И.А. Ильин пишет о том, что «в  этом  умягченном,  любовном  настроении детская  душа  прикрепляется  к  тесному,  домашнему  кругу  с  тем,  чтобы  дальнейшая жизнь  вывела  ее  в  этой  самой  внутренней «установке»  к  широким  кругам  общества  и народа» [1]. 

Индивидуальный  аспект  духовного  призвания семьи заключается в том,  что только она может дать ребенку самое главное  и  существенное  в  его  жизни  –  открыть путь к любви, внутренней свободе, совести, вере, верности, самостоятельности – ко всему, что составляет источник личного духовного характера.

Большое  влияние  на  детей  оказывают  и конкретные  проявления  патриотических чувств родителей в повседневной жизни: бережное  отношение  к  семейному  альбому, любовь к книгам, театру, кино, музыке. Если в  семье  ценят  искусство,  показывают  детям шедевры  народного  творчества  – это естественным образом воспитывает  в  детях  чувство  патриотизма.

Очень  важно  убедить  детей  в  том,  что  любовь  к  родине  проявляется  в  постоянном стремлении  человека  делать  жизнь  лучше: хорошо  учиться  в  школе,  честно  трудиться, помогать  тому,  кому  нужна  твоя  помощь. Поддержать  доброе  дело,  выступить  против зла и насилия – тоже патриотизм и гражданственность [3].

Уважение  в  семье  достоинства  ребенка, отказ  от  командных  форм  общения  с  ним  – важные  условия  воспитания  гражданственности.  Гражданин  –  нравственно  свободная личность,  т. е.  ее  поведение  не  является следствием  стихийного  подчинения  чужой воле; но убеждать, увлекать детей полезными делами –  важная задача  взрослых. Так,  постепенно  в  процессе  совместной  деятельности  воспитывается  гражданственность. «Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов», - писал французский философ Шарль Монтнескте.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни,  связывающие  его  с  родным  домом  и ближайшим окружением. И хотя многие впечатления  еще  не  осознаны  им  глубоко,  но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Только родители и старшие члены семьи на личном примере могут научить ребенка любить своих близких и уметь заботиться о них, привить трудолюбие, развить активную жизненную позицию, лидерские качества, способность брать ответственность на себя, сопереживать и сочувствовать, проявлять при необходимости настойчивость и твердость. Известный советский педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир и смятение, ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой. Нравственное невежество приносит людям много горя, а обществу — вред». Если в семье ребенок не научился с пониманием и любовью относиться к близким, а привык следовать только своим прихотям и желаниям, то, переступив отчий порог, он так же будет строить взаимоотношения со своими друзьями, коллегами и окружающими людьми. Разве может человек, не любящий свою мать или отца, любить город, в котором живет или страну в целом, стать настоящим гражданином своей страны?.. Если он с детства привык только брать, он не научится отдавать. О каком гражданстве или патриотизме можно говорить в таком случае?! Главное в воспитании юного гражданина – достижение душевого единения, нравственной связи родителей с ребенком. А для этого необходимо находить время для общения. В наше время, когда поток информации, получаемой ребёнком извне, трудно проконтролировать, приобретает наибольшее значение родительский авторитет, поэтому главным фактором успешного воспитания гражданина и патриота в семье является гражданское поведение, нравственная чистота, дела и поступки взрослых, которые окружают ребёнка.

Анализ    социологических данных  по  настоящей  проблеме  показывает, что  отношение  к  Родине  формируется  у  ребенка  уже  в  раннем  детстве,  образ  Родины ясно присутствует в сознании дошкольников. Однако современные родители во многом  не  имеют  четких  представлений  о  том, как именно они могут закладывать такие духовные основания, на каких примерах стоит прививать ребенку  любовь  к  своей  стране  и зачем, в принципе, это делать; многие родители в процессе воспитания решают сиюминутные  задачи,  порожденные  конкретной жизненной ситуацией. 

От уровня гражданско-патриотического воспитания детей во многом зависит становление общества и правового государства в нашей стране. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина с государством и обществом, поэтому мы должны воспитать такого человека, который заботился бы о процветании своей страны, думал не только о своём будущем, но и о будущем старшего поколения. Пройдёт 10 - 20 лет - и наши дети займут наши места, станут руководителями производства и страны! Какими мы их воспитаем, такой будет и страна. Поэтому мы должны воспитать патриотов, Граждан страны с большой буквы! Патриотизм - важное моральное качество, которое проявляется в любви к малой Родине и к стране в целом. Без патриотизма человек не будет уважать Родину, общество и своих близких людей. «А что такое гражданин? Отечества достойный сын!»- писал великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов. В известной песне поётся: «С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе. А может, она начинается С той песни, что пела нам мать. С того, что в любых испытаниях У нас никому не отнять...» Гражданственность, патриотизм – это чувства неразрывной связи с Родиной, сознание ответственности за еѐ безопасность и процветание. Воспитать гражданина и патриота – это значит подготовить растущего человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, к управлению его делами, подготовить защитника страны.

Поскольку  патриотизм  в  молодежной среде сегодня воспринимается неоднозначно, а роль семьи в патриотическом  воспитании  ребенка  не  осознается самими родителями, роль общественного  воспитания  в  формировании  патриотического сознания молодежи не может быть сведена к нулю. Таким образом воспитание гражданина страны должно быть в лице двух социальных институтов – семейном и общественном, на  современном  этапе они должны  действовать в единстве с целью полноценной  реализации  функции  формирования  патриотического  самосознания  подрастающего поколения граждан. 

 

Использованные источники:

  1. Ильин И.А.  Путь  духовного  обновления  // Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. 
  2. Роль семьи  в  воспитании  гражданина  и  патриота // ГБУ ВО «Областной центр развития дополнительного  образования,  гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи».  URL:  http://www.patriotvrn.ru/otdely/ dopolnitelnogo-obrazovaniya/rabochie-materialy -otdela/66-roditelskaya-stranichka/751-lrol-semi -v-vospitanii-grajdanina-i-patriotar.
  3. Патриотическое воспитание  детей  в  семье  // Сайт для стильных и красивых мам. URL:  http://mamadona.ru/articles/patrioticheskoe _vospitanie_detei_v_seme/