Роль семьи в воспитании будущего гражданина
03.07.2023Роль семьи в воспитании будущего гражданина
Есипенко Светлана Николаевна, учитель белорусского языка и литературы ГУО «Ржавская базовая школа Бешенковичского района»
Воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения – важнейшие функции института семьи, здесь же дети получают и первые уроки добра, долга, милосердия, патриотизма и гражданственности. Моральные нормы общества первоначально предстают
перед ребенком в образе жизни семьи и, даже еще не будучи осознанными, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье формируются привычки, жизненные принципы и приоритеты.
В наследии русского философа И.А. Ильина рассматривается понятие духовного призвания семьи, в котором он выделяет два аспекта: социальный и индивидуальный.
Социальный аспект духовного призвания выражается в восприятии, поддержке и передаче семьей из поколения в поколение духовно-религиозной и национальной отечественной традиции. В семье формируется гражданская позиция, культура национального и патриотического чувства. Истинный гражданин и сын своей родины воспитывается в семье, где впервые испытывает чувство солидарности и совестливости, где взаимная любовь превращает долг в радость, где развивается способность к доверию и сотрудничеству. В семье ребенок учится любить, а по любви – страдать, терпеть, жертвовать, забывая о себе, и служить близким. В духовно-здоровой семье душа человека с раннего детства обуздывается, смягчается, приучается относиться к ближним с почтением и любовью. Семья для ребенка – первое «мы», возникшее из любви и добровольного служения, где один стоит за всех, а все за одного. И.А. Ильин пишет о том, что «в этом умягченном, любовном настроении детская душа прикрепляется к тесному, домашнему кругу с тем, чтобы дальнейшая жизнь вывела ее в этой самой внутренней «установке» к широким кругам общества и народа» [1].
Индивидуальный аспект духовного призвания семьи заключается в том, что только она может дать ребенку самое главное и существенное в его жизни – открыть путь к любви, внутренней свободе, совести, вере, верности, самостоятельности – ко всему, что составляет источник личного духовного характера.
Большое влияние на детей оказывают и конкретные проявления патриотических чувств родителей в повседневной жизни: бережное отношение к семейному альбому, любовь к книгам, театру, кино, музыке. Если в семье ценят искусство, показывают детям шедевры народного творчества – это естественным образом воспитывает в детях чувство патриотизма.
Очень важно убедить детей в том, что любовь к родине проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше: хорошо учиться в школе, честно трудиться, помогать тому, кому нужна твоя помощь. Поддержать доброе дело, выступить против зла и насилия – тоже патриотизм и гражданственность [3].
Уважение в семье достоинства ребенка, отказ от командных форм общения с ним – важные условия воспитания гражданственности. Гражданин – нравственно свободная личность, т. е. ее поведение не является следствием стихийного подчинения чужой воле; но убеждать, увлекать детей полезными делами – важная задача взрослых. Так, постепенно в процессе совместной деятельности воспитывается гражданственность. «Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов», - писал французский философ Шарль Монтнескте.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Только родители и старшие члены семьи на личном примере могут научить ребенка любить своих близких и уметь заботиться о них, привить трудолюбие, развить активную жизненную позицию, лидерские качества, способность брать ответственность на себя, сопереживать и сочувствовать, проявлять при необходимости настойчивость и твердость. Известный советский педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир и смятение, ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой. Нравственное невежество приносит людям много горя, а обществу — вред». Если в семье ребенок не научился с пониманием и любовью относиться к близким, а привык следовать только своим прихотям и желаниям, то, переступив отчий порог, он так же будет строить взаимоотношения со своими друзьями, коллегами и окружающими людьми. Разве может человек, не любящий свою мать или отца, любить город, в котором живет или страну в целом, стать настоящим гражданином своей страны?.. Если он с детства привык только брать, он не научится отдавать. О каком гражданстве или патриотизме можно говорить в таком случае?! Главное в воспитании юного гражданина – достижение душевого единения, нравственной связи родителей с ребенком. А для этого необходимо находить время для общения. В наше время, когда поток информации, получаемой ребёнком извне, трудно проконтролировать, приобретает наибольшее значение родительский авторитет, поэтому главным фактором успешного воспитания гражданина и патриота в семье является гражданское поведение, нравственная чистота, дела и поступки взрослых, которые окружают ребёнка.
Анализ социологических данных по настоящей проблеме показывает, что отношение к Родине формируется у ребенка уже в раннем детстве, образ Родины ясно присутствует в сознании дошкольников. Однако современные родители во многом не имеют четких представлений о том, как именно они могут закладывать такие духовные основания, на каких примерах стоит прививать ребенку любовь к своей стране и зачем, в принципе, это делать; многие родители в процессе воспитания решают сиюминутные задачи, порожденные конкретной жизненной ситуацией.
От уровня гражданско-патриотического воспитания детей во многом зависит становление общества и правового государства в нашей стране. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина с государством и обществом, поэтому мы должны воспитать такого человека, который заботился бы о процветании своей страны, думал не только о своём будущем, но и о будущем старшего поколения. Пройдёт 10 - 20 лет - и наши дети займут наши места, станут руководителями производства и страны! Какими мы их воспитаем, такой будет и страна. Поэтому мы должны воспитать патриотов, Граждан страны с большой буквы! Патриотизм - важное моральное качество, которое проявляется в любви к малой Родине и к стране в целом. Без патриотизма человек не будет уважать Родину, общество и своих близких людей. «А что такое гражданин? Отечества достойный сын!»- писал великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов. В известной песне поётся: «С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе. А может, она начинается С той песни, что пела нам мать. С того, что в любых испытаниях У нас никому не отнять...» Гражданственность, патриотизм – это чувства неразрывной связи с Родиной, сознание ответственности за еѐ безопасность и процветание. Воспитать гражданина и патриота – это значит подготовить растущего человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, к управлению его делами, подготовить защитника страны.
Поскольку патриотизм в молодежной среде сегодня воспринимается неоднозначно, а роль семьи в патриотическом воспитании ребенка не осознается самими родителями, роль общественного воспитания в формировании патриотического сознания молодежи не может быть сведена к нулю. Таким образом воспитание гражданина страны должно быть в лице двух социальных институтов – семейном и общественном, на современном этапе они должны действовать в единстве с целью полноценной реализации функции формирования патриотического самосознания подрастающего поколения граждан.
Использованные источники:
- Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.
- Роль семьи в воспитании гражданина и патриота // ГБУ ВО «Областной центр развития дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи». URL: http://www.patriotvrn.ru/otdely/ dopolnitelnogo-obrazovaniya/rabochie-materialy -otdela/66-roditelskaya-stranichka/751-lrol-semi -v-vospitanii-grajdanina-i-patriotar.
- Патриотическое воспитание детей в семье // Сайт для стильных и красивых мам. URL: http://mamadona.ru/articles/patrioticheskoe _vospitanie_detei_v_seme/