РУС БЕЛ ENG

Классному руководителю

Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

 

Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным делам 

 

Закон Республики Беларусь ”О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ 21.12.2005 № 73-З 

 

Положение о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь 07.09.2007 № 413 

 

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.07.2006 № 840 ”О государственном обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также содержании детей в социально-педагогических центрах, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, приемниках-распределителях для несовершеннолетних“ 

 

Положение о постинтернатном сопровождении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь 31.05.2013 № 433 

 

Положение о порядке организации работы по установлению и осуществлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь 20.05.2006 № 637

 

Положение о патронатном воспитании, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28.06.2012 № 596 

 

Положение о порядке предоставления детям статуса детей, оставшихся без попечения родителей, утраты этого статуса и возврата таких детей родителям, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь 26.12.2006 № 1728 

 

Положение о порядке закрепления жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь 26.12.2006 № 1728 

 

Положение о порядке признания детей нуждающимися в государственной защите, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь 26.12.2006 № 1728

 

Положение о детском доме, детской деревне (городке), утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь 25.07.2011 № 124 

 

Положение о приемной семье, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28.10.1999 № 1678

 

Положение о детском доме семейного типа, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28.02.2006 № 289 

 

Положение о порядке управления имуществом подопечных, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28.10.1999 № 1677 

 

Положение о порядке передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28.02.2006 № 290 

 

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.01.2009 № 94 ”О расходах государства на содержание детей, находящемся на государственном обеспечении, подлежащих возмещению в доход бюджета“ 

 

Положение о порядке выдачи единого билета, условиях и сроках пользования им, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь 14.06.2006 № 748 

 

Положение о порядке регистрации и ведения регистрационного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регистрацию которых осуществляет орган опеки и попечительства, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь 23.08.2010 № 1226 

 

Положение о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь 22.06.2011 № 821 

 

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12.03.2007 № 20 ”О некоторых вопросах усыновления (удочерения), установления опеки, попечительства над детьми, передачи детей на воспитание в приемную семью, детский дом семейного типа, на патронатное воспитание, возврата детей родителям“ 

 

Перечень документов, по которым взыскание производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28.12.2006 № 1737 

 

Положение о порядке международного усыновления (удочерения) и установления международных опеки, попечительства над детьми, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь 31.01.2007 № 122 

 

Положение о порядке формирования республиканского банка данных детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и пользования им, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь 02.10.2012 № 118 

 

Положение о порядке формирования республиканского банка данных об усыновлении (удочерении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и пользования им, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь 29.07.2002 № 28 ”А“ 

 

Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.07.2010 № 92 “Об установлении форм ”Медицинская справка о состоянии здоровья“, ”Выписка из медицинских документов“ и утверждении Инструкции о порядке их заполнения“

 

Методические рекомендации для педагогических работников государственных учреждений образования, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на государственном обеспечении, по защите их прав и законных интересов, (письмо Министерства образования Республики Беларусь 21.08.2018 № 05-01-21/7119/дс) 

 

Методические рекомендации по вопросам защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, признанных находящимися в социально опасном положении, детей, признанных нуждающимися в государственной защите, согласованные первым заместителем Министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь 26.04.2019

 

Положение об органах опеки и попечительства, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28.09.1999 №1676 

 

Инструкция о порядке принятия решений о невозможности вселения в жилые помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 

свернуть

Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

 

Преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних являются общественно опасным явлением и представляют собой одну из наиболее опасных форм антисоциального поведения, и данный тезис не требует особых доказательств.

 

Вред, причиненный ребенку в результате насильственных преступлений, приводит к отклонениям в нравственном и психофизическом развитии несовершеннолетних и представляет угрозу для его будущего.

 

Результативность предупреждения и профилактики преступлений против половой свободы несовершеннолетних весьма сильно осложняется множеством обстоятельств, среди них:

 

особенности организма несовершеннолетних – их психология и физиология. Дети зачастую просто не в состоянии осознать, что над ними было совершено насилие, либо скрывают это всеми возможными способами, боясь отрицательной реакции со стороны родителей и других близких лиц.

прямая зависимость потерпевших несовершеннолетних от преступника. Субъекты преступления в этом случае могут выступать блокирующем фактором - использовать все возможные средства для того, чтобы о преступлении никто не узнал.

Справочно: Сексуальное насилие - любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. Это:

 

ласка и трогание запретных частей тела, эротизированная забота;

демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого (развратные действия);

изнасилование в обычной форме, орально-генитальный и анально-генитальный контакт.

Сексуальная эксплуатация - порнографические фотографии и фильмы с участием детей, проституция.

 

Следует отметить, что уголовные дела данной категории являются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством делами публичного обвинения, т.е. возбуждаются независимо от наличия заявления потерпевшей (потерпевшего) и не подлежат прекращению в случае примирения сторон.

 

В уголовном законодательстве данные виды преступлений выделены в отдельную главу «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы».

 

 

Наиболее часто несовершеннолетние признаются потерпевшими при расследовании уголовных дел, возбужденных по ст.ст.166, 167, 168, 169 УК Республики Беларусь и других.

 

Статья 166. Изнасилование

 

1. Половое сношение вопреки воле потерпевшей с применением насилия или с угрозой его применения к женщине или ее близким либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей (изнасилование) – наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.

2. Изнасилование, совершенное повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим действия, предусмотренные статьей 167 настоящего Кодекса, либо изнасилование заведомо несовершеннолетней – наказывается лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.

3. Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, – наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

 

Статья 167. Насильственные действия сексуального характера

 

1. Мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные вопреки воле потерпевшего (потерпевшей) с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей), – наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.

2. Те же действия, совершенные повторно, либо лицом, ранее совершившим изнасилование, либо группой лиц, либо в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), – наказываются лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в отношении заведомо малолетнего (малолетней), либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей), либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, – наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

 

Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста

 

1. Половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166 и 167 настоящего Кодекса, – наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом.

2. Те же действия, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 166 или 167 настоящего Кодекса, либо лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего, либо группой лиц, – наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

 

Статья 169. Развратные действия

 

1. Развратные действия, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, заведомо не достигшего шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166, 167 и 168 настоящего Кодекса, – наказываются арестом или лишением свободы на срок от одного года до трех лет.

 

2. Те же действия, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, – наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет.

 

Большинство родителей, педагогов и психологов боятся обсуждать тему сексуального насилия больше, чем жертва. В беседах с детьми они не задают правильные вопросы на эту тему, а иногда и не слышат, когда они намекают им о совершенном насилии. В то же время, как показывает практика, даже при наличии объективной информации все внимание сосредотачивается, как правило, на преступнике, тогда как жертва нуждается в первую очередь во внимании и необходимой социальной, психологической и медицинской помощи.

 

Признаки сексуального насилия у детей и подростков

 

В случае сексуального насилия или действий сексуального характера изменения могут произойти как в поведении ребенка, так и в его физическом и психологическом состоянии.

 

Физические признаки:

 

Оральные симптомы: экзема, дерматит, герпес на лице, губах, в ротовой полости, кроме этого, может быть отказ от еды (анорексия) или наоборот - переедание (булимия).

 

Анальные симптомы: повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры.

 

Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.

 

Кроме этого, признаками сексуального насилия над ребенком являются:

 

порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;

гематомы (синяки) в области половых органов;

кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов;

гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;

боль в нижней части живота;

повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;

болезни, передающиеся половым путем;

беременность.

Изменения в поведении ребенка

 

Изменения в выражении сексуальности ребенка:

 

чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;

поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;

соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;

сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);

необычная сексуальная активность: сексуальное использованием младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), отирание половых органов о тело взрослого.

Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка:

 

замкнутость, изоляция, уход в себя;

депрессивность, грустное настроение;

отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;

частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);

истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;

трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;

отчуждение от братьев и сестер;

терроризирование младших и детей своего возраста;

жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).

Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:

 

неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;

резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);

прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения, посещения учреждения дополнительного образования, спортивной секции;

принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);

отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

Изменения самосознания ребенка:

 

падение самооценки;

мысли о самоубийстве, попытки самоубийства.

Появление невротических и психосоматических симптомов:

боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;

боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее белье во время медицинского осмотра).

Конечно, выявив у ребенка какой-либо из этих признаков, не стоит сразу подозревать насилие, но если они присутствуют в комплексе, на такого ребенка стоит обратить внимание и деликатно расспросить его о том, что происходит в его жизни. Если же ваши опасения подтвердились, то необходимо сразу же сообщить о преступлении в органы внутренних дел, а ребенку должна быть оказана профессиональная психологическая, медицинская и иная помощь.

 

Если же помощь не оказана вовремя, ребенок остается один на один со своей проблемой. Психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, будущую сексуальную жизнь, психическое и физическое здоровье, на адаптацию в обществе в целом.

свернуть

Методические рекомендации о порядке выявления и информирования правоохранительных органов о фактах, свидетельствующих о возможном половом насилии над несовершеннолетними мужского пола

Методические рекомендации о порядке выявления и информирования правоохранительных органов о фактах, свидетельствующих о возможном половом насилии над несовершеннолетними мужского пола.

Содержание:

 

1. Общие положения.

 

2. Основные способы получения информации о признаках совершения преступлений, свидетельствующих о возможном половом насилии над подростками мужского пола.

 

3. Особенности внешности, физического состояния и поведения ребенка, сталкивающегося с сексуальным насилием.

 

4. Действия специалистов медицинских и образовательных учреждений при выявлении фактов совершения преступлений, свидетельствующих о возможном половом насилии над подростками мужского пола.

 

1.Общие положения

 

Как показывает практика, количество обращений, обусловленных сексуальными посягательствами по отношению к мальчикам, значительно меньше, чем по отношению к девочкам. Исследования, проведенные в развитых странах, показывают, что 5-10% мужчин сообщают о перенесенном в детстве сексуальном насилии. Существует ряд причин, по которым мальчикам и мужчинам труднее обращаться за помощью, чем девочкам и женщинам. Прежде всего, это связано с социальными стереотипами, предрассудками и мифами, окружающими мужскую сексуальность.

 

Вред, причиненный ребенку в результате насильственных преступлений, приводит к отклонениям в нравственном и психофизическом развитии несовершеннолетних, представляет угрозу для его будущего.

 

Результативность предупреждения и профилактики преступлений против половой свободы несовершеннолетних весьма сильно осложняется множеством обстоятельств, среди них:

 

− особенности организма несовершеннолетних – их психология и физиология. Дети зачастую просто не в состоянии осознать, что над ними было совершено насилие, либо скрывают это всеми возможными способами, боясь отрицательной реакции со стороны родителей и других близких лиц. 

 

− прямая зависимость потерпевших несовершеннолетних от преступника.

 

Субъекты преступления в этом случае могут выступать блокирующем фактором − использовать все возможные средства для того, чтобы о преступлении никто не узнал.

 

Сексуальное насилие над детьми – это любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции:

 

1. ласка, эротизированная забота;

 

2. демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого;

 

3. изнасилование или растление, орально-генитальный контакт;

 

4. сексуальная эксплуатация (порнографические материалы с детьми);

 

5. проституция.

 

Жертвами сексуальных преступлений чаще всего становятся:

 

− дети с гипоопекой − те, о ком недостаточно заботятся, уделяют мало внимания, не дают эмоциональной поддержки;

 

 − дети, которых игнорируют;

 

− дети, которые утратили доверие по отношению к родителям и взрослым;

 

− группу риска также входят малыши, пережившие жестокое обращение, домашнее насилие, побои.

 

2. Основные способы получения информации о признаках совершения преступлений, свидетельствующих о возможном половом насилии над подростками мужского пола.

 

Основными способами (источниками) самостоятельного получения информации о признаках совершения преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, являются:

 

общение с несовершеннолетними;

общение с лицами, на которых возложены обязанности по его воспитанию (родители, опекуны, попечители);

общение с лицами, которые проживают в одном жилище с несовершеннолетним, а также родственниками, которые часто бывают в гостях (сожители одного из родителей, отчимы, дедушки, дяди и др.);

общение со специалистами учреждений образования, культуры спорта и туризма, в котором обучается и (или) занимается несовершеннолетний (преподаватели, тренеры, руководители кружков, секций и др.);

общение со сверстниками, соседями несовершеннолетнего, иными гражданами;

результаты медицинского осмотра несовершеннолетнего в учреждении здравоохранения;

визуальное обследование места проживания (пребывания) несовершеннолетнего;

мониторинг глобальной компьютерной сети Интернет.

3. Особенности внешности, физического состояния и поведения ребенка, сталкивающегося с сексуальным насилием.

 

В случае сексуального насилия или действий сексуального характера изменения могут произойти, как в поведении ребенка, так и в его физическом и психологическом состоянии.

 

1). Медицинские индикаторы сексуального злоупотребления включают:

 

− наличие ушибов, покраснения, разрывов или потертостей и ссадин в генитальной или анальной областях;

 

− наличие передающейся половым путем болезни, например, трихомониаза, гонореи или сифилиса, у ребенка 12-летнего возраста или младше, независимо от участка инфекции;

 

− необъяснимое ректальное кровотечение;

 

− уретральное воспаление, воспаление паховых лимфатических желез или подобные типы воспаления или заразные болезни в пределах генитальной области;

 

− наличие боли при уринации, опухоли или выделений, относящихся к половому члену, у мальчиков.

 

2). Изменения в эмоциональном состоянии и общении:

 

         − трудности в коммуникациях со сверстниками (избегание общения, отсутствие друзей своего возраста, отказ от общения с прежними знакомыми);

 

− внезапная, немотивированная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;

 

− частая задумчивость, отстраненность;

 

− постоянная депрессивность, грустное настроение;

 

− нежелание принимать участие в подвижных играх;

 

− непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;

 

− чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;

 

− терроризирование младших детей и сверстников;

 

− чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;

 

− возврат к инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;

 

− отчуждение от братьев и сестер, других родственников и членов семьи;

 

− жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

 

− амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);

 

− рассказы в третьем лице («я знаю одного мальчика…»);

 

− утрата туалетных навыков (чаще у малышей);

 

− равнодушие к внешности, плохой самоуход либо, напротив, навязчивое, чрезмерное мытье (у подростков).

 

         3). Изменения личности и мотивации, социальные признаки:

 

         − прогулы занятий в учреждении образования;

 

         − внезапное изменение успеваемости (как негативное, так и положительное) или потеря интереса к любимым занятиям;

 

         − неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);

 

         − принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);

 

         − неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой;

 

         − отрицание, непринятие традиций и уклада своей семьи вплоть до ухода из дома (у подростков);

 

          4). Изменения самосознания:

 

− снижение самооценки;

 

− отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;

 

− саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков, проституция, частая подверженность травмам и несчастным случаям);

 

− суицидальные разговоры и попытки.

 

         5). Невротические и психосоматические симптомы:

 

− обеспокоенность, боязнь при нахождении с определенным человеком (людьми);

 

− сопротивление прикосновениям, поцелуям определенного человека (людей);

 

− боязнь раздевания (например, отказ при занятиях физкультурой или медицинском осмотре);

 

− головная боль, боли в области желудка и сердца;

 

− навязчивые страхи;

 

− расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).

 

При патронаже/осмотре ребенка на дому при возможности визуального обследования места проживания (пребывания) несовершеннолетнего необходимо обращать внимание на видимые признаки возможного совершения сексуального насилия над детьми, а именно:

 

свободно находящиеся в доступе эротические, порнографические материалы (печатные издания, оптические диски, статуэтки, фотографии, рисунки), предметы сексуального назначения (фаллоимитаторы, смазки, эротическое нижнее белье);

следы вещества возможного биологического происхождения (кровь, эякулянт) на мебели, иных объектах;

следы совершения сексуальных действий с игрушками, куклами (повреждения или посторонние предметы в местах условного расположения гениталий, имитация позиций полового акта);

порванная, запачканная или окровавленная детская одежда и белье;

литература, иные пособия по психологическому воздействию на детей, не соответствующая роду занятий и социальному статусу проживающих взрослых.

4. Действия специалистов учреждений здравоохранения и учреждений образования при выявлении фактов совершения преступлений свидетельствующих о возможном половом насилии над подростками мужского пола.

 

ДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.

 

При поступлении (обращении) в учреждение здравоохранения несовершеннолетнего, с признаками жестокого обращения и (или) совершенных в отношении него насильственных действий, в том числе сексуального характера врач, принимающий несовершеннолетнего, обеспечивает:

 

1) оказание необходимой медицинской помощи, а при состоянии средней и тяжелой степени организует направление несовершеннолетнего на стационарное лечение;

 

2) незамедлительное информирование о случившемся всех заинтересованных субъектов межведомственного взаимодействия: 

 

− информация об угрозе жизни и здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов и уклонении родителей от воспитания детей незамедлительно направляется в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка;

 

− информация о жестоком обращении, при наличии сведений о причинении несовершеннолетнему пациенту вреда здоровью в результате противоправных действий, незамедлительно направляется в правоохранительные органы по месту совершения;

 

3) сбор анамнеза, с описанием обстоятельств произошедшего, характера нанесенной травмы, предмета, явившегося орудием нанесения травмы, его характеристики и занесение информации в медицинскую документацию несовершеннолетнего;

 

4) оказание необходимой консультативной помощи сотрудникам правоохранительных органов и других субъектов межведомственного взаимодействия, предоставление необходимых медицинских документов. 

 

ДЕЙСТВИЯ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ.

 

При выявлении признаков (фактов) возможного полового насилия, при получении информации от третьих лиц, при личном обращении несовершеннолетнего с информацией о возможном половом насилии:

 

1) работник учреждения образования, выявивший признак (факт) возможного полового насилия или получивший информацию о возможном половом насилии над несовершеннолетним мужского пола, передает полученную информацию руководителю учреждения, специалисту социально-педагогической и психологической службы учреждения образования;

 

2) руководитель незамедлительно передает полученную информацию по телефону для сведения в управление (отдел) по образованию рай(гор)исполкома и территориальный отдел внутренних дел для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;

 

3) руководитель информирует медицинского работника учреждения образования, который при осмотре несовершеннолетнего фиксирует наличие телесных повреждений в Медицинской карте несовершеннолетнего, вызывает специалистов службы скорой медицинской помощи (при отсутствии медицинского работника вызов скорой помощи производит руководитель учреждения образования);

 

4) руководитель, если медицинским работником установлен факт полового насилия над несовершеннолетним, поручает педагогу-психологу провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой полового насилия, в целях установления причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;

 

5) руководитель, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц, незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего;

 

Обращаем Ваше внимание на необходимость информирования детей о существовании телефонов горячей линии (республиканского и местного значения).

 

В структуре Министерства здравоохранения функционирует телефон доверия круглосуточной линии экстренной психологической помощи для детей и подростков 801-100-16-11.

 

В Витебском областном клиническом центре психиатрии и наркологии функционирует телефон доверия круглосуточной линии экстренной психологической помощи 8(0212) 61-60-60.

свернуть

Профилактика-суицидального-поведения

Профилактика-суицидального-поведения

 

https://oblspc.vitebsk.by/%d0%bf%d1%80%d0%be%d1%84%d0%b8%d0%bb%d0%b0%d0%ba%d1%82%d0%b8%d0%ba%d0%b0-%d1%81%d1%83%d0%b8%d1%86%d0%b8%d0%b4%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%bf%d0%be%d0%b2%d0%b5%d0%b4%d0%b5%d0%bd%d0%b8/

 

Вселяйте надежду Основной отдел комплексной реабилитации Когда беспокоящие скрытые мысли выходят на поверхность, беды кажутся менее фатальными и более разрешимыми. Терзаемый тревогой человек может прийти к мысли: «Я так и не знаю, как разрешить эту ситуацию. Но теперь, когда ясны мои затруднения, я вижу, что, быть может, еще есть какая-то надежда». Саморазрушение происходит, если подросток утрачивает последние капли оптимизма, а их близкие каким-то образом подтверждают тщетность надежд. Очень важно, укрепить силы и возможности человека, внушить ему, что кризисные проблемы обычно преходящи и разрешимы, а самоубийство бесповоротно. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска Для того, чтобы показать человеку, что окружающие заботятся о нем, и создать чувство жизненной перспективы, вы можете заключить с ним так называемый суицидальный контракт - попросить об обещании связаться с вами перед тем, как он решится на суицидальные действия в будущем для того, чтобы вы еще раз смогли обсудить возможные альтернативы поведения. Обратитесь за помощью к специалистам Иногда единственной альтернативой помощи суициденту, если ситуация оказывается безнадежной, становится госпитализация в психиатрическую больницу. Промедление может быть опасным; госпитализация может принести облегчение, как больному, так и семье. Важность сохранения заботы и поддержки Эмоциональные проблемы, приводящие к суициду, редко разрешаются полностью, даже когда кажется, что худшее позади. Поэтому никогда не следует обещать полной конфиденциальности. Оказание помощи не означает, что необходимо соблюдать полное молчание. Как правило, подавая сигналы возможного самоубийства, отчаявшийся человек просит о помощи. И, несомненно, ситуация не разрешится до тех пор, пока суицидальный человек не адаптируется в жизни.

 

Детский и подростковый суицид - это беда родителей не только потому, что они теряют ребенка. Эта беда заключается еще и в том, что они не знают, почему он это сделал. Изыскиваются различные рационализации и оправдания, строятся домыслы и догадки, но правды не знает никто. Что можно сделать для того, чтобы помочь? Примите суицидента как личность Допустите возможность, что человек действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что он не способен и не сможет решиться на самоубийство. Если вы полагаете, что кому-либо угрожает опасность самоубийства, действуйте в соответствии со своими собственными убеждениями. Опасность, что вы растеряетесь, преувеличив потенциальную угрозу, — ничто по сравнению с тем, что кто-то может погибнуть из-за вашего невмешательства. Установите заботливые взаимоотношения Для человека, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося человека. Будьте внимательным слушателем Если кто-то признается вам, что думает о самоубийстве, не осуждайте его за эти высказывания. Постарайтесь оставаться спокойным и понимающим. Вы можете сказать: «Я очень ценю твою откровенность, ведь для того, чтобы поделиться своими чувствами, сейчас от тебя требуется много мужества». . Иногда, если вы просто молча посидите с ним, это явится доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения. Задавайте вопросы Лучший способ вмешаться в кризис, это заботливо задавать прямые вопросы: «Ты думаешь о самоубийстве?», «С каких пор ты считаешь свою жизнь столь безнадежной?», «Kaк ты думаешь, почему у тебя появились эти чувства?», «Если ты раньше размышлял о самоубийстве, что тебя останавливало?» Чтобы помочь разобраться в мыслях, можно иногда перефразировать, повторить наиболее существенные его ответы: «Иными словами, ты говоришь...» Ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с вами, будет большим облегчением для отчаявшегося человека, который испытывает боязнь, что вы его осудите, и готов к тому, чтобы уйти. Не предлагайте неоправданных утешений Если вести с ним беседу с любовью и заботой, то это значительно снизит угрозу самоубийства. В противном случае его можно довести до суицида банальными утешениями как раз тогда, когда он отчаянно нуждается в искреннем, заботливом и откровенном участии в его судьбе. Суицидальные люди с презрением относятся к замечаниям типа: «Ничего, ничего, у всех есть такие же проблемы, как у тебя», — и другим аналогичным клише, поскольку они резко контрастируют с их мучениями. Эти выводы лишь минимизируют, уничижают их чувства и заставляют ощущать себя еще более ненужными и бесполезными. Не спорьте Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали. Вступая в дискуссию с подавленным человеком, вы можете не только проиграть спор, но и потерять его самого. Предложите конструктивные подходы Постарайтесь выяснить, что остается, тем не менее, позитивно значимым для ребенка. Что он еще ценит. Отметьте признаки эмоционального оживления, когда речь зайдет о «самом лучшем» времени в жизни, особенно следите за его глазами. Что из имеющего для него значимость достижимо? Кто те люди, которые продолжают его волновать? И теперь, когда жизненная ситуация проанализирована, не возникло ли каких-либо альтернатив? Не появился ли луч надежды?

свернуть