Структурный анализ урока
I. Организационный момент
Дидактическая задача:подготовить учащихся к работе на уроке.
Показатели выполнения:кратковременность, полная готовность класса, организация внимания.
II. Этап проверки домашнего задания
Дидактические задачи: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися; устранить пробелы в знаниях, совершенствуя при этом умения и навыки.
Условия постижения положительных результатов: оперативность в работе учителя, целевая направленность его деятельности, использование системы приёмов, позволяющих определить выполнение задания у большинства учащихся.
Показатели выполнения:возможность учителя за короткий срок (5-7 минут) установить уровень знаний большинства учащихся и типичные недостатки.
III. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала
Дидактическая задача: актуализировать опорные знания, мотивацию учебной деятельности (сообщение темы, цели, задачи, постановка проблемы).
Условия достижения:чёткая постановка целей урока, осознание учащимися значимости и актуальности нового материала.
Показатели выполнения:активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах, эффективность восприятия и осмысливания нового материала.
IV Этап усвоения новых знаний
Дидактические задачи:дать учащимся конкретные представления об изучаемых фактах; добиться восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися новых способов действия.
Условия достижения: использование приёмов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого понятия; полное и точное определение отличительных признаков объектов, явлений; запись в тетрадях опорных знаний, алгоритмов действия; использование наглядности; самостоятельная работа с учебником; использование приёмов анализа, синтеза, сравнения, обобщения; постановка перед учащимися проблемных задач и вопросов; актуализация опорных знаний учащихся.
Показатели выполнения:правильность ответов учащихся в ходе беседы, отсутствие ошибок в самостоятельной работе.
V. Этап проверки понимания учащимися нового материала
Дидактические задачи:установить степень усвоения учащимися связей между фактами, содержания новых понятий, закономерностей.
Условия достижения иели:постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся, создание нестандартных ситуаций при использовании знаний, оперативный контроль знаний для выяснения пробелов в понимании нового материала.
Показатели выполнения:понимание учащимися содержания новых знаний, выявление VI устранение пробелов.
VI. Этап закрепления
Дидактические задачи: закрепить знания и умения, которые необходимы учащимся для самостоятельной работы; учить применять знания в стандартной и нестандартной ситуациях.
Показатели выполнения:умение учащихся сопоставлять факты, понятия, воспроизводить основные знания по изученному материалу, выделять существенные признаки, конкретизировать их. Активность учащихся при выполнении заданий.
VII. Домашнее задание
Инструктаж по выполнению домашнего задания даётся в границах урока.
VIII.Контроль и самоконтроль знаний. Подведение итогов работы.
Дидактические задачи: проверить усвоение учащимися нового материала, выявить пробелы в знаниях, выяснить причины их появления.
Условия постижения цели: использование эффективных приемов оперативной проверки знаний, умение учитывать реальные возможности и типичные затруднения учащихся.
Показатели выполнения: глубина анализа и эффективность контроля.