РУС БЕЛ ENG

Охрана труда

Алгоритм действий при возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайной ситуации в здании школы

  1. Немедленно сообщить о возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайной ситуации администрации школы.
  2. Организовать экстренную эвакуацию учащихся из здания школы согласно схеме эвакуации (учитель во время всей эвакуации находится с учащимися).
  3. При завершении эвакуации сверить количество учащихся, о результатах эвакуации доложить администрации школы.
  4. Обеспечить порядок на месте расположения учащихся и их безопасность.
  5. Действовать согласно распоряжениям администрации школы.
  6. При получении сообщения об угрозе теракта по телефону, ни в коем случае не класть телефонную трубку на аппарат. Сообщить о звонке по телефонам 101, 102.

І. Общие требования и правила поведения при угрозе ЧС

Общие правила поведения:

  1. Действия всех сотрудников и обучающихся при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях должны основываться на инструкциях, памятках, разработанных службами ГО и ЧС в соответствии с местными условиями.
  2. В случае необходимости эвакуации, необходимо действовать строго по плану эвакуации, который находится в каждом кабинете и учебной мастерской; при необходимости воспользоваться средствами пожаротушения (огнетушителем).
  3. Сотрудникам учреждения образования ни в коем случае не терять самообладания, не паниковать самому и не допускать паники среди учащихся. Покидать помещение при возникшей чрезвычайной ситуации можно только в организованном порядке. Учителю нужно помнить, что паника создает толчею, давку, что затрудняет эвакуацию и создаёт угрозу жизни учащихся.
  4. Действия персонала и администрации при возникновении нештатной (аварийной) ситуации.
  5. Установить максимально точно характер нештатной (аварийной) ситуации, возможные ее последствия.
  6. Немедленно поставить в известность дежурного администратора учреждению образования, диспетчера соответствующей аварийной службы, с указанием:

- точного адреса и наиболее коротком пути следования к учреждению;

- полное наименование учреждения, с указанием точного расположения места аварии;

- характер и возможные последствия происшедшего

  1. Произвести запись в дежурный журнал о происшествии и предпринятых действиях с указанием:

- точного времени возникновения нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения,

- времени и указанием номера телефона, точных данных дежурного диспетчера вызываемой службы,

- принятых мерах администрацией учреждения по ликвидации последствий,

- времени прибытия представителей спасательных и аварийных служб, с указанием фамилии старшего команды, общим количеством аварийных или спасательных команд, времени убытия и т.д.

- точного времени окончания работ по ликвидации последствий нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения, нанесенном ущербе.

- времени доклада в УО об окончании работ по ликвидации последствий нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения, нанесенном ущербе.

  1. Постоянно поддерживать связь с учреждениями, аварийными службами и ответственным дежурным по управлению образования до полной ликвидации последствий или происшествия.
  2. Принять меры к ликвидации последствий нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения имеющими средствами и силами, согласно утвержденной Инструкции и плана работы в нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения.

 

ІІІ. Алгоритм действий при ЧС техногенного характера. Пожары

Для обучающихся

  1. При получении сигнала оповещения при пожаре организованно выйти из школы, взяв необходимые вещи и одежду.
  2. Не допускать паники и столпотворений на лестничных пролётах.
  3. При сильном задымлении помещения закрыть дыхательные пути (рот, нос) плотно свёрнутыми предметами одежды (шарф, шапка, кофта, пиджак и т. д.) и, пригнувшись, бежать к выходу из школы.
  4. Выйти из школы по безопасным путям, указанным администрацией школы.
  5. При невозможности забрать верхнюю одежду из гардероба покидать школу без неё.
  6. По выходу из здания учреждения образования построиться для переклички, далее действовать строго по указаниям педагога.

Для педагогов

  1. При получении сигнала оповещения о пожаре в школе немедленно организовать детей для эвакуации из здания школы.
  2. Взять классный журнал и вместе с детьми покинуть по безопасным выходам здание школы.
  3. В тёплое время года эвакуироваться без верхней одежды в безопасное место, сделать перекличку.
  4. В холодное время и зимой надеть верхнюю одежду, а при сильном задымлении взять одежду с собой либо покинуть помещение без одежды.
  5. Во время передвижения пресекать возможные столпотворения и панику.
  6. IV. Мероприятия по эвакуации из помещений учреждения образования при ЧС.
  7. Эвакуация производится по сигналу, подаваемому звонковой сигнализацией: короткие прерывистые звонки - пауза 10 сек. - короткие прерывистые звонки - пауза 10 сек. (будет повторяться 4-5 раз). Дублирующий сигнал голосом: «Внимание всем! Покинуть здание школы!»
  8. Эвакуируются все обучающиеся, в том числе находящиеся на экзаменах и все сотрудники.
  9. Преподаватель руководит эвакуацией: осуществляет организованный проход обучающихся в колонне по 2 через соответствующий выход.
  10. Эвакуация должна происходить организованно: без разговоров, без шума, суеты и паники. Команды подает и делает замечания только педагог.
  11. При эвакуации обучающиеся следуют к месту построения (двор школы), строятся по классам.
  12. После проверки по журналу наличия обучающихся учитель докладывает администрации учреждения о списочном составе группы, количестве в строю, об отсутствующих и причинах отсутствия.

 

 

Охрана труда – система обеспечения безопасности жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.

 

Создание безопасных условий

при организации образовательного процесса

 

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая инструкция по охране труда для преподавателя в школе создана на основе действующего законодательства и типовых инструкций по охране труда.

1.2. Обязанностями преподавателя (учителя) в части охраны труда являются:

- участие в планировании и проведении мероприятий по охране труда, сохранению жизни и здоровья учащихся школы;

- создание здоровых и безопасных условий труда и занятий для учащихся;

- осуществление надзора и выполнение контроля за соблюдением учащимися правил безопасности;

- проведение обучения, консультаций, инструктажей ученикам по вопросам охраны труда;

- контроль за санитарией и гигиеной в используемых для занятий кабинетах;

- исполнение мероприятий, включенных в соглашения по охране труда;

- строгое выполнение инструкции по охране труда преподавателя школы и других инструкций.

1.3. К выполнению самостоятельной работы в качестве преподавателя (учителя) могут быть допущены лица не моложе 18 лет, которые получили соответствующее образование и подготовку по специальности, обладающие знаниями по теории и профессиональными навыками согласно требованиям действующих нормативно-правовых актов.

Преподаватель (учитель), допущенный к самостоятельной работе, не должен иметь никаких противопоказаний к работе по указанной специальности по состоянию здоровья и должен иметь I группу по электробезопасности. Преподаватель (учитель) проходит в установленном порядке предварительный (при поступлении на работу) и периодические (во время трудовой деятельности) медицинские осмотры.

Преподаватель (учитель) школы также проходит обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, прослушивает вводный инструктаж по охране труда и инструктаж по охране труда на своем рабочем месте, изучает требования инструкции по охране труда преподавателя школы проходит обязательную проверку знаний требований охраны труда.

1.4. Преподаватель (учитель) обязан:

- строго выполнять утвержденные в школе правила внутреннего трудового распорядка;

- поддерживать порядок на своем рабочем месте;

- быть внимательным, во время проведения урока, не отвлекаться на дела и разговоры, не связанные с проведением занятия, и не отвлекать других от работы;

- не допускать случаев нарушения учащимися требований безопасности труда и правил пожарной безопасности;

- использовать предоставленное оборудование и инструменты строго в соответствии с требованиями инструкций заводов-изготовителей;

- выполнять правила личной гигиены;

- строго соблюдать требования инструкции по охране труда для учителя в школе или ином образовательном учреждении;

- проводить только ту работу, которая закреплена за ним его должностной инструкцией;

- соблюдать установленный в школе режим труда и отдыха в зависимости от продолжительности и вида трудовой деятельности (рациональный режим труда и отдыха предполагает соблюдение перерывов в работе);

- хранить и принимать пищу только в отведенных для этих целей и специально оборудованных местах;

- незамедлительно сообщать директору школы о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на территории школы, об ухудшении состояния своего здоровья;

- соблюдать требования и предписания знаков безопасности, установленных на территории школы, сигнальных цветов и разметки;

- уметь проводить первую доврачебную медицинскую помощь пострадавшим при возникновении несчастного случая;

- знать номера телефонов для вызова экстренных служб (пожарной охраны, скорой медицинской помощи, аварийной службы газового хозяйства и т.д.) и для безотлагательного информирования непосредственного и вышестоящих руководителей, место расположения аптечки первой помощи, пути эвакуации людей при чрезвычайных ситуациях.

1.5. Учитель в школе должен соблюдать правила охраны труда в целях обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы, включая:

- нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности актового зала, музыкального зала;

- травмы, получаемые школьниками при падении во время проведения подвижных занятий;

- получение травм и ожогов от электрического тока при использовании неисправных или поврежденных электрических звуковоспроизводящих музыкальных аппаратов и инструментов;

- повышенные нагрузки на глаза, усталость, нарушение концентрации внимания при работе в течение продолжительного времени на компьютере и с документами.

1.6. Курение и употребление алкогольных напитков на территории школы, а также появление на работе в нетрезвом виде категорически запрещено.

1.7. В соответствии с действующим законодательством учитель несет ответственность за исполнение требований охраны труда, соблюдение пожарной безопасности на рабочем месте, санитарных норм и правил, а также настоящей инструкции.

1.8. В кабинете следует располагать комнатный термометр для контроля установившегося температурного режима.

1.9. Лица, своим действием или бездействием допустившие невыполнение или нарушение требований данной инструкции по охране труда, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, правилами внутреннего трудового распорядка.

При необходимости указанные лица отправляются на внеочередную проверку знаний норм и правил охраны труда.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Внимательно провести осмотр своего рабочего места, оценить состояние используемого оборудования, инструментов и материалов. Убрать с рабочей поверхности лишние, не используемые в работе предметы.

2.2. Проверить:

- на соответствие требованиям норм охраны труда помещение для проведения занятий;

- проверить освещение, включив полностью установленное освещение кабинета. Убедиться в исправной работе осветительных приборов. Минимально допустимая освещенность должна быть: при установленных люминесцентных лампах не менее 200 лк (13 Вт/м2), при использовании ламп накаливания не менее 100 лк (32 Вт/м2);

- исправность предоставленного школой электрооборудования музыкального зала (кабинета музыки): установленные светильники должны быть надежно подвешены к потолку и в своей конструкции иметь светорассеивающую арматуру; коммутационные коробки должны быть закрыты крышками, корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов в целях предупреждения случаев электротравматизма;

- исправность, отсутствие видимых повреждений подводящих кабелей и электровилок используемых во время занятий электрических звуковоспроизводящих музыкальных аппаратов и инструментов;

- санитарное состояние помещения и хорошо проветрить его, открыв окна или фрамуги и двери до начала занятий. Окна в открытом положении фиксировать крючками, а фрамуги должны иметь ограничители. Проветривание следует закончить за 10 мин до прихода обучающихся;

- надежную фиксацию коврового покрытия и дорожек к полу во избежание случаев падения обучающихся;

- рабочее место на соответствие требованиям безопасности;

- исправность применяемого во время занятий оборудования и инструментов, качество используемых материалов.

2.3. Подготовить к занятиям используемые оргтехнику, оборудование, инструменты, материалы, включающие и выключающие устройства, светильники, электропроводку и т.д.

2.4. Убедиться в знании учащимися правил техники безопасности (при самостоятельном использовании школьниками электрических музыкальных аппаратов и инструментов следует в начале занятия провести инструктаж по технике безопасности), напомнить ученикам о необходимости быть собранными, внимательными и осторожными.

2.5. Выявленные перед началом работы нарушения требований безопасности следует устранить собственными силами, а при невозможности - сообщить об этом директору школы для принятия соответствующих мер. До устранения неполадок к работе приступать запрещено.

2.6. Самостоятельное устранение нарушений требований безопасности труда, особенно связанное с ремонтом и наладкой оборудования, возможно производить только при наличии соответствующей подготовки и допуска к подобному виду работ, при условии соблюдения правил безопасности труда. 3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Во время работы преподавателю необходимо строго соблюдать требования безопасности и правила эксплуатации оборудования, применения инструментов и материалов, изложенные в технических паспортах, эксплуатационной, ремонтной и иной документации, выпущенной организациями-изготовителями. Строго соблюдать методику проведения урока музыки или музыкального занятий, инструкцию по охране труда преподавателя школы.

3.2. При проведении урока необходимо поддерживать дисциплину и порядок, внимательно следить за тем, чтобы обучающиеся следовали всем указаниям преподавателя, обеспечить безопасное проведение образовательного процесса.

3.3. Категорически запрещено разрешать учащимся самовольно покидать место проведения урока, не оставлять обучающихся в классах без присмотра.

3.4. При необходимости использования на музыкальном занятии электрических звуковоспроизводящих аппаратов и инструментов (магнитофон, проигрыватель, телевизор и др.) следует руководствоваться требованиями инструкции по эксплуатации данных инструментов.

3.5. При открытой крышке музыкального инструмента (рояль, фортепиано и др.) необходимо строго следить за тем, чтобы крышка надежно и устойчиво опиралась на упор, категорически запрещено подставлять под поднятую крышку руки во избежание получения травм пальцев и кистей рук.

3.6. В ходе работы следует контролировать соблюдение требований охраны труда учащимися.

3.7. Необходимо уделять внимание чистоте воздуха в помещении. При проветривании следить за тем, чтобы не образовывались сквозняки. Проветривание проводить в отсутствие учащихся. Поддерживать на своем рабочем месте порядок и чистоту. Мусор необходимо собирать в специальные емкости и каждый день удалять из помещения.

3.8. Для предотвращения возникновения аварийных ситуаций и получения производственных травм

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

- курить в помещениях;

- прикасаться к оголенным или имеющим внешние повреждения изоляции электропроводам;

- работать на неисправном оборудовании; - приносить в класс горячие напитки (чай, кофе);

- оставлять без надлежащего присмотра электронагревательные приборы;

- наступать на электрические кабели и шнуры переносных электропотребителей, открывать дверцы электрошкафов;

- хранить крупногабаритные или тяжелые предметы на шкафах (для документов или одежды) и столах, не предназначенных для этого;

- выбрасывать наружу через окна и форточки какие-либо предметы;

- садиться и становиться ногами на подоконники закрытых или открытых окон;

- перевешиваться через подоконники открытых окон;

- садиться на трубы и батареи центрального отопления;

- залезать на деревья, заборы, ограждения, крыши зданий и сооружений, пожарные лестницы за исключением случаев выполнения своих профессиональных обязанностей по указанию руководителя работ;

- контактировать с безнадзорными животными при нахождении их на территории школы. При обнаружении безнадзорных животных, сообщить об этом руководителю;

- в осенне-зимний период приближаться к местам возможного падения сосулек, наступать на не убранную наледь и снег.

3.9. Ежедневно проверять исправность мебели (столов, стульев), оборудования, инструментов, блокировочных, включающих и выключающих устройств, штепсельных вилок, розеток.

3.10. Все виды дополнительных занятий могут проводиться строго после получения разрешения директора школы или соответствующего должностного лица учреждения.

3.11. Учителю запрещается выполнять любые виды ремонтновосстановительных работ на рабочем месте или в помещении во время проведения занятий. Ремонт следует выполнять строго специально подготовленному персоналу (электромонтеру по ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесарю-сантехнику, плотнику и др.).

3.12. При проведении уроков, во время хода которых возможно получить общее или местное загрязнение кожи школьника, преподаватель должен особенно тщательно следить за соблюдением учениками гигиены труда.

3.13. Если учитель или учащийся во время проведения урока внезапно почувствовали недомогание, должны быть приняты следующие экстренные меры:

- при нарушении здоровья учащегося (головокружение, обморок, кровотечение из носа и др.) преподаватель должен оказать ему необходимую первую медицинскую помощь, вызвать при необходимости скорую помощь, сообщить родителям (родственникам);

- при внезапном ухудшении состояния здоровья преподавателя следует поставить в известность директора школы или его заместителей о случившемся. Дальнейшие действия представителя администрации сводятся к оказанию помощи заболевшему преподавателю и руководству группой школьников в течение оставшегося времени занятий.

3.14. Учитель должен применять меры воздействия на учащихся, которые сознательно нарушают правила безопасного поведения во время урока.

3.15. Учитель должен доводить до сведения директора школы и специалиста по охране труда обо всех недостатках в обеспечении охраны труда работников и обучающихся, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма человека (пониженная освещенности, несоответствие пускорегулирующей аппаратуры люминесцентных ламп, травмоопасность и др.).

3.16. При передвижении по лестнице необходимо держаться за перила, при необходимости приподнимая полы длинной одежды.

Запрещается: передвигаться по лестнице бегом; переступать и перепрыгивать через несколько ступеней лестницы; перемещаться по лестнице на каблуках высотой более 4 см.; переносить предметы, держа их перед собой, загораживая путь передвижения; перевешиваться через перила, кататься на перилах.

3.17. Во время перемещения по территории визуально контролировать состояние покрытия (пол, асфальтовое покрытие и т.п.). При наличии выбоин, вмятин, выпуклостей, посторонних предметов, открытых колодцев и трапов, скользких поверхностей (лед, снег, пролитые жидкости) изменить направление движения и обойти опасное место на безопасном расстоянии. При перемещении по территории здания запрещается ходить по мокрому покрытию (пол) во время проведения влажной уборки, необходимо обойти этот участок или дождаться окончания уборки и высыхания покрытия. Во избежание травмирования головы быть внимательным при передвижении возле низко расположенных конструктивных элементов зданий и сооружений.

3.18. При перемещении по территории школы при следовании мимо дверей (ворот) передвигаться на расстоянии от дверей (ворот) исключающем столкновение при резком открытии дверей (ворот). Не стоять перед дверьми (воротами).

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. При появлении во время проведения занятий в помещении опасных условий труда (внезапное ощущение запаха гари и дыма, повышенное тепловыделение от музыкального оборудования, возникновение постороннего шума при его работе, неисправность заземления, воспламенение материалов и оборудования, прекращение подачи электроэнергии и т.п.) необходимо незамедлительно прекратить проведение любых видов работ, отключить оборудование от сети питания, сообщить о происшедшем директору школы или дежурному администратору, при необходимости вызвать представителей аварийной и (или) технической служб.

4.2. При возникновении пожара, задымления необходимо незамедлительно организовать экстренную эвакуацию людей из помещения в соответствии с утвержденным планом эвакуации.

4.3. В случае возгорания или пожара руководствоваться требованиями инструкции по пожарной безопасности в школе. После вывода учащихся за пределы помещения проинформировать директора школы, инженера или администратора и действовать по их указанию. При загорании электросетей и электрооборудования строго запрещается тушить возникший пожар водой, до начала ликвидации их возгорания необходимо предварительно их обесточить.

4.4. При несчастном случае (травме) оказать первую доврачебную помощь. При необходимости вызвать скорую медицинскую помощь. Об имевшем место несчастном случае (травме) незамедлительно доложить непосредственно директору школы.

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. Привести в порядок рабочее место. Проконтролировать приведение учащимися своих рабочих мест в надлежащий порядок.

5.2. Закрыть окна, отключить и обесточить оборудование, оргтехнику и светильники.

5.3. Убрать применявшиеся в ходе урока инструменты и материалы в установленное для их хранения место.

5.4. Сообщить директору школы, инженеру или специалисту по охране труда о выявленных во время работы неполадках и неисправностях применявшегося оборудования и других факторах, которые могут оказать негативное влияние на безопасность труда.

5.5. В санитарной комнате по окончании занятия вымыть руки специальными средствами.

Первая медицинская помощь при травмах

1. Вывихи

Вывихи - полное смещение суставных концов костей, при котором утрачивается соприкосновение суставных поверхностей в области сочленения. Вывих наступает вследствие травмы, сопровождающейся, как правило, разрывом суставной капсулы, связок. Такое смещение концов костей происходит чаще - в плечевом, реже - в тазобедренном, локтевом и голеностопном суставах. Еще реже в результате ушиба.

Признаки вывиха:

Смещение костей из нормального положения в суставе, резкая боль, невозможность движений в суставе.

Вправление вывиха - врачебная процедура (!). Не следует пытаться вправить вывих, так как иногда трудно установить, вывих это или перелом, тем более что вывихи часто сопровождаются трещинами и переломами костей.

2. Ушибы

Ушибы - повреждения тканей и органов, при которых не нарушена целость кожи и костей. Степень повреждения зависит от силы удара, площади поврежденной поверхности и от значения для организма ушибленной части тела (ушиб пальца, естественно, не столь опасен, как ушиб головы). На месте ушиба быстро появляется припухлость, возможен и кровоподтек (синяк). При разрыве крупных сосудов под кожей могут образоваться скопления крови (гематомы).

Признаки:

Повреждены мягкие ткани, без нарушения целостности кожи. Кровоподтек (синяк), припухлость (отек). При ушибе, прежде всего, необходимо создать покой поврежденному органу. На область ушиба необходимо наложить давящую повязку, придать этой области тела возвышенное положение, что способствует прекращению дальнейшего кровоизлияния в мягкие ткани. Для уменьшения болей и воспалительных явлений к месту ушиба прикладывают холод - пузырь со льдом, холодные компрессы.

3. Растяжение и разрывы связок

Растяжение и разрывы связок суставов возникают в результате резких и быстрых движений, превышающих физиологическую подвижность сустава. Причиной может быть резкое подворачивание стопы (например, при неудачном приземлении после прыжка), падение на руку или ногу. Такие повреждения чаще отмечаются в голеностопном, коленном и лучезапястном суставах.

Признаки:

- появление резких болей;

- быстрое развитие отека в области травмы;

- значительным нарушением функций суставов. 

В отличие от переломов и вывихов при растяжении и разрыве связок отсутствует резкая деформация и болезненность в области суставов при нагрузке по оси конечности, например при давлении на пятку. Через несколько дней после травмы выступает кровоподтек, резкие боли в этот момент стихают. Если боли не исчезли через 2 - 3 дня и наступить на ногу по-прежнему нельзя, то в таком случае возможен перелом лодыжек в голеностопном суставе.

Первая помощь:

Первая помощь при растяжении связок такая же, как и при ушибах, т. е. прежде всего накладывают повязку, тугое бинтование, фиксирующую сустав, наложение холодного компресса на область сустава, давящей и шинной повязок, создание неподвижного состояния. При разрыве сухожилий, связок первая помощь заключается в создании больному полного покоя, наложении тугой повязки на область поврежденного сустава. 

4. Переломы

Переломом называется частичное или полное нарушение целости кости в результате ее удара, сжатия, сдавления, перегиба (во время падения). Переломы делятся на закрытые (без повреждения кожи) и открытые, при которых имеется повреждение кожи в зоне перелома.

Признаки:

- резкая боль, усиливающаяся при любом движении и нагрузке на конечность;

- изменение положения и формы конечности;

- нарушения функции конечности (невозможность ею пользоваться);

появление отечности и кровоподтека в зоне перелома;

- укорочение конечности;

- патологическая (ненормальная) подвижность кости.

Первая помощь при переломах костей:

1. создание неподвижности костей в области перелома;

2. проведение мер, направленных на борьбу с шоком или на его предупреждение;

3. организация быстрейшей доставки пострадавшего в лечебное учреждение. 

Быстрое создание неподвижности костей в области перелома - иммобилизация - уменьшает боль и является главным моментом в предупреждении шока. Иммобилизация конечности достигается наложением транспортных шин или шин из подручного твердого материала. Наложение шины нужно проводить непосредственно на месте происшествия и только после этого транспортировать больного. При открытом переломе перед иммобилизацией конечности необходимо наложить асептическую повязку. При кровотечении из раны должны быть применены способы временной остановки кровотечения (давящая повязка, наложение жгута и др.).

Шины бывают трех видов:

1. Жесткие

2. Мягкие

3. Анатомические 

В качестве жестких шин могут служить доски, полоски металла, картон, несколько сложенных журналов и т.д. В качестве мягких шин можно использовать сложенные одеяла, полотенца, подушки и т.д. или поддерживающие повязки и бинты. При анатомических шинах в качестве опоры используется тело самого пострадавшего. Например, поврежденная рука может быть прибинтована к груди пострадавшего, нога к здоровой ноге.

При проведении транспортной иммобилизации надо соблюдать следующие правила:

1. шины должны быть надежно закреплены и хорошо фиксировать область перелома;

2. шину нельзя накладывать непосредственно на обнаженную конечность, последнюю предварительно надо обложить ватой или какой-нибудь тканью;

3. создавая неподвижность в зоне перелома, необходимо произвести фиксацию двух суставов выше и ниже места перелома (например, при переломе голени фиксируют голеностопный и коленный сустав) в положении, удобном для больного и для транспортировки;

4. при переломах бедра следует фиксировать все суставы нижней конечности (коленный, голеностопный, тазобедренный).

Переломы бывают закрытые (без повреждения кожи), открытые (с нарушением целости кожи) и осложненные (кровотечением, размозжением окружающих тканей).

При открытых переломах (в ране видны отломки костей) микробы попадают в рану, вызывая воспаление мягких тканей и кости, поэтому эти переломы протекают тяжелее, чем закрытые.

Признаки открытого перелома:

боль, припухлость, изменение формы и укорочение конечности, появление подвижности в месте повреждения, хруста отломков.

Оказание помощи:

осколки, смещаясь, нередко повреждают кровеносные сосуды, нервы и внутренние органы, поэтому ни в коем случае не шевелите сломанную ногу или руку. Все надо оставить как есть, но обеспечить поврежденным костям наибольший покой. 

У пострадавших с открытыми переломами не пытайтесь вправить в рану торчащие отломки или удалять из раны осколки. Нужно остановить кровотечение, наложить на рану стерильную повязку, чистый носовой платок или полотенце. Затем осторожно, чтобы не усилить боль, следует наложить готовую шину (картонную, фанерную, деревянную или проволочную) или сделанную из подручных средств - доски, палки, кусков фанеры, веток, зонтика, ружья) и создать покой пострадавшему и конечности. Шину нужно накладывать на одежду, предварительно обложив ее ватой, примотав бинтом, полотенцем или мягкой материей. После наложения шину необходимо прибинтовать или привязать чем-нибудь в трех-четырех местах к телу. Если сломана крупная трубчатая кость (бедренная или плечевая), шиной надо фиксировать одновременно три сустава, а если повреждены более мелкие кости, достаточно сделать неподвижными выше - и нижележащие суставы. 

Перелом бедренной кости

Оказание помощи:

для создания покоя поврежденной ноге снаружи, от стопы до подмышечной области, прибинтовываются шины, а по внутренней поверхности - от подошвы до промежности. Если больница или медпункт от места катастрофы далеко, нужно еще одну шину прибинтовать сзади, от стопы до лопатки. Если нет шин, можно прибинтовать поврежденную ногу к вытянутой здоровой. 

Переломы костей голени

Оказание помощи:

шина накладывается по задней поверхности поврежденной ноги, от стопы до ягодиц, и фиксируется бинтом в области коленного и голеностопного суставов. 

Переломы костей кисти и пальцев

Оказание помощи:

поврежденные полусогнутые пальцы (придают хватательное положение кисти) прибинтовывают к ватному валику, подвешивают на косынку или шинируют. Фиксировать пальцы в выпрямленном положении недопустимо.  

Перелом ключиц

Возникает при падениях. Опасны повреждения смещаемыми отломками кости крупных подключичных сосудов.

Оказание помощи:

для создания покоя следует подвесить руку на стороне повреждения на косынку или на поднятую полу пиджака. Иммобилизация отломков ключицы достигается бинтовой повязкой Дезо или сведением рук за спиной при помощи ватно-марлевых колец (также можно руки связать за спиной ремнем). 

Переломы костей предплечья и плечевой кости

Оказание помощи:

согнув поврежденную руку в локтевом суставе и по-вернув ладонь к груди, накладывают шину от пальцев до противоположного плечевого сустава на спине. Если нет шины, можно прибинтовать, 

поврежденную руку к туловищу или подвесить ее на косынке, на поднятую полу пиджака. Переломы костей позвоночника и таза. 

Перелом позвоночника - чрезвычайно тяжелая травма.

Признаки:

появляется сильная боль в поврежденной области, исчезает чувствительность, наступает паралич ног, иногда нарушается мочеотделение.

Оказание помощи:

категорически запрещается пострадавшего с подозрением на перелом позвоночника сажать, ставить на ноги. Создать покой, уложив его на ровную твердую поверхность - деревянный щит, доски. Эти же предметы используют для транспортной иммобилизации. 

При отсутствии доски и бессознательном состоянии пострадавшего транспортировка наименее опасна на носилках в положении лежа на животе. Укладывать пострадавшего на мягкие носилки нельзя. Можно - только на щит (широкую доску, фанеру, снятую с петель дверь), покрытый одеялом или пальто, на спину. Поднимать его надо очень осторожно, в один прием, чтобы не вызвать смещения отломков и более тяжелых разрушений спинного мозга и органов таза. Несколько человек могут поднимать пострадавшего, взявшись за его одежду и действуя согласованно, по команде.

Если нет досок, щита, пострадавшего кладут на пол автомашины и везут осторожно (без тряски). Человека с переломом шейного отдела позвоночника следует оставить на спине с валиком под лопатками, закрепить голову и шею, обложив их по бокам мягкими предметами. Если повреждены кости таза, ноги пострадавшего несколько разводят в стороны (положение ІлягушкиІ) и под колени подкладывают плотный валик из сложенного одеяла, скатанной одежды.

Переломы ребер

Оказание помощи:

нужно туго забинтовать грудную клетку в месте пере-лома. 

Переломы костей стопы

Оказание помощи:

к подошве прибинтовывается дощечка. 

Повреждение черепа и мозга

Наибольшую опасность при ушибах головы представляют повреждения мозга. Выделяют повреждения мозга:

- сотрясение;

- ушиб (контузия);

- сдавливание. 

Для травмы мозга характерны общемозговые симптомы:

- головокружение;

- головная боль;

- тошнота и рвота. 

Наиболее часто встречаются сотрясения головного мозга, при котором основные симптомы - потеря сознания (от нескольких минут до суток и более) и ретроградная амнезия (пострадавший не может вспомнить событий, которые предшествовали травме). При ушибе и сдавливании мозга появляются симптомы очагового поражения: нарушения речи, чувствительности, движений конечности, мимики и т. д. Первая помощь заключается в создании покоя. Пострадавшему придают горизонтальное положение. К голове - пузырь со льдом или ткань, смоченную холодной водой. Если пострадавший без сознания, необходимо очистить полость рта от слизи, рвотных масс, уложить его в фиксировано стабилизированное положение. 

Транспортировку пострадавших с ранениями головы, повреждениями костей черепа и головного мозга следует осуществлять на носилках в положении лежа на спине. Транспортировку пострадавших в бессознательном состоянии следует осуществлять в положении на боку. Это обеспечивает хорошую иммобилизацию головы и предупреждает развитие асфиксии от западения языка и аспирации рвотными массами.

Переломы костей черепа

Сломанные кости нередко повреждают головной мозг, он сдавливается в результате кровоизлияния.

Признаки:

нарушение формы черепа, определяется пролом (вмятина), истечение черепно-мозговой жидкости и крови из носа и ушей, потеря сознания.

Оказание помощи:

чтобы фиксировать шею и голову, на шею накладывают валик - воротник из мягкой ткани. Для перевозки тело пострадавшего кладут на спину, на щит, а его голову - на мягкую подушку. 

Переломы челюстей

Признаки:

боль, смещение зубов, подвижность и хруст отломков. При переломе нижней челюсти ограничивается ее подвижность. Плохо закрывается рот. Вследствие тяжелых травм возможно западение языка и нарушение дыхания.

Оказание помощи:

Перед транспортировкой пострадавших с повреждением челюстей следует произвести иммобилизацию челюстей: при переломах нижней челюсти - путем наложения пращевидной повязки, при переломах верхней - введением между челюстями полоски фанеры или линейки и фиксацией ее к голове.

5. Раны

Раны - повреждения целости кожных покровов тела, слизистых оболочек в результате механического воздействия на них. Чем больше повреждено тканей, сосудов, нервов, внутренних органов и чем сильнее загрязнены раны, тем тяжелее они протекают.

Признаки:

Нарушена целостность кожных покровов или слизистых оболочек, а иногда более глубоколежащих тканей и органов. Кровотечение, боль, расхождение краев раны Нужно обратить внимание на все повреждения тканей тела с нарушением целости кожи, начиная от ссадин и уколов и кончая обширными ранениями с повреждением глубоко лежащих органов. Многие считают, что ссадины, уколы или мелкие ранения безвредны, что с ними не стоит обращаться за первой помощью. Однако даже через небольшие повреждения в кожу проникают различные микроорганизмы, вызывающие гнойные воспаления кожи.

Оказание помощи:

1. остановить сильное кровотечение;

2. принять противошоковые меры;

3. при наличии перелома, иммобилизовать повреждённую часть тела;

4. снять жгут после того, как место перелома перевязано;

5. в кратчайшее время обеспечить квалифицированную медицинскую (врачебную помощь). 

Лечение ссадин, уколов и мелких ран заключается в смазывании поврежденного места 5 % раствором йода или 2 % раствором бриллиантового зеленого и наложении стерильной повязки. 

Мелкие раны и царапины можно смазывать клеем БФ-6, который дезинфицирует рану и предохраняет ее от дальнейшего загрязнения. Перед смазыванием ран перечисленными средствами надо дать стечь нескольким каплям крови, особенно после уколов. Загрязненную кожу следует очистить кусочками марли, смоченной в одеколоне, спирте, бензине. Ни в коем случае нельзя промывать рану. Лечение более обширных и глубоких ран в принципе такое же. Однако, прежде всего, необходимо остановить кровотечение. Предварительно важно определить вид кровотечения, чтобы применить самый эффективный способ его остановки.

Кровотечение - истечение крови из кровеносных сосудов при нарушении целостности их стенки, бывает наружное и внутреннее. Из наружных кровотечений часто встречаемые венозные и артериальные кровотечения.

Артериальное кровотечение - кровотечение из поврежденных артерий. Изливающаяся кровь ярко-красного цвета, выбрасывается сильной пульсирующей струей.

Венозное кровотечение возникает при повреждении вен. Давление в венах значительно ниже, чем в артериях, поэтому кровь вытекает медленно, равномерной и неравномерной струей. Кровь при таком кровотечении темно-вишневого цвета. Различают кровотечения наружные и внутренние. Наружные кровотечения характеризуются поступлением крови непосредственно на поверхность тела через рану кожи. При внутренних кровотечениях кровь поступает в какую-нибудь полость. Внутреннее кровотечение выявить гораздо труднее, чем наружное, так как оно не так ярко выражено и может появиться спустя некоторое время. Наиболее опасны для жизни внутренние кровотечения. 

Первая помощь при наружном кровотечении:

К способам временной остановки кровотечения относятся:

- придание поврежденной части тела возвышенного положения по отношению к туловищу;

- прижатие кровоточащего сосуда в месте повреждения при помощи давящей повязки;

- прижатие артерии на протяжении;

- остановка кровотечения фиксированием конечности в положении максимального сгибания или разгибания в суставе;

- круговое сдавливание конечности жгутом;

- остановка кровотечения наложением зажима на кровоточащий сосуд в ране. 

Внутреннее кровотечение.

Наблюдается при закрытых травмах грудной и брюшной полости, когда повреждены внутренние органы или крупные сосуды и кровь изливается в плевральную или брюшную полость.

Признаки:

Пострадавший бледен, покрыт холодным потом, губы, ногтевые ложа бледные. Пострадавший жалуется на головокружение, шум в голове, мелькание "мушек перед глазами", просит пить. Головокружение усиливается в вертикальном положении, при физическом напряжении. Пульс частый, мягкий, малого наполнения, систолическое артериальное давление снижено (до 90-100 мм. рт. ст.), дыхание учащено. Необходимо выяснить или предположить обстоятельства травмы и определить место приложения травмирующей силы, на что могут указывать разорванная одежда, ссадины и гематомы кожных покровов грудной клетки и живота.

Оказание помощи:

Пострадавшему с внутренним кровотечением необходима срочная операция с целью остановки кровотечения и ушивания поврежденных органов. Поэтому, заподозрив такое кровотечение, следует немедленно создать полный покой пострадавшему, на место кровотечения положить холодный компресс. Затем нужно срочно вызвать медработника и максимально быстро доставить больного в хирургическое отделение.