РУС БЕЛ ENG

Мероприятия по профилактике насилия

Открытый микрофон

«Дом без насилия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023

 

 

 

 

Задачи: раскрыть значение понятий «насилие», «жестокость», «конфликт», воспитывать  отрицательное отношение к проявлениям жестокости и насилия среди сверстников, умение противостоять им, развивать способность понимать и умение прощать другого человека , воспитывать нравственные качества и ценности.

Оборудование:  схема «Что такое конфликт», рассказ Е. Пермяка  «Самое страшное»,   «Правила Дружбы», видео запись притчи «Все оставляет свой след».

Ход  мероприятия

  1. 1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мне хотелось бы затронуть очень трудную тему «Дом без насилия», а конкретнее хотелось бы узнать, как вы понимаете такие слова:  «насилие», «жестокость», «конфликт».

Но для начала я предлагаю нам всем еще раз поздороваться, но не просто сказать друг другу «Здравствуйте!», а немного поиграть.

 

2 Игра «Привет другу».

Сейчас мы все вместе два раза хлопаем в ладоши, затем два раза хлопаем по своим коленям. После этого я вытягиваю правую руку с поднятым большим пальцем вперед и называю свое имя, потом вытягиваю левую руку и называю имя того, кому передаю привет. Этот человек вытягивает правую руку и называет свое имя, левую – имя другого человека. Итак, пока не будут подняты все руки. (Дети играют)

  1. Работа по теме  « Семья и детство без насилия и жестокости»

а)

-  Покажите, как выглядит  счастливый  ребёнок.

- Покажите , как выглядит  ребёнок, которого обидели. 

- Каким  ребёнком  хочется быть всегда?    

-Как вы понимаете название нашего классного часа?

Беседа о значении друзей ,об отношениях между  детьми, о  жестокости и насилии   (ситуациях , когда  они проявляют жестокость и насилие по отношению друг к другу  в школе и вне её и не подозревая об этом.  Дети высказывают своё отношение.)

- Смеётесь над товарищем, заставляете делать свою работу другого, физическое насилие, психологическое насилие, насилие со стороны ровесников, старших.

б)

Что же такое конфликт?

Итак, давайте вместе разберемся, что же такое конфликт.

 

 

КОНФЛИКТ

       
       
 

 

 

ССОРА                    СПОР            СТОЛКНОВЕНИЕ

 

Есть ли конфликтам место в нашей жизни? (Ответы детей)

Какие конфликты случаются в вашей жизни? (Ответы детей)

А сейчас небольшой вопрос для раздумий: конфликты – это хорошо или плохо? (Ответы детей; обобщенные варианты записываются на доске)

ПЛОХО

  • Плохое настроение
  • Вред общению (люди не могут разговаривать друг с другом)
  • Вред совместному труду и т.д.

ХОРОШО

  • У каждого человека должно быть свое мнение и не бывает, чтобы у людей было мнение одинаковым, поэтому начинаются споры. То есть конфликты позволяют людям найти новое решение.

Итак, каждый человек сам для себя решает конфликт – это хорошо или плохо.

А что же делать, если у вас с кем-то произошел конфликт. (Ответы детей). Можно:

  • бурно ругаться,
  • молча злиться,
  • можно обратиться к другому человеку за помощью (воспитатель, классный руководитель, психолог, социальный педагог),
  • договориться самим,
  • уступить.

в)

Ребята,  как вы считаете, что необходимо предпринять, если вам нанесли обиду – независимо от того, кто это сделал? (подвести к выводу о том, что надо научиться прощать)

А каким человеком надо быть, чтобы уметь прощать?

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,  Ты судом поспешным не греши.  Гнев на друга может быть мгновенным,  Изливать покуда не спеши.  Может друг твой сам поторопился  И тебя обидел невзначай,  Провинился друг и повинился,  Ты ему греха не поминай.

Люди, я прошу вас, ради бога,  Не стесняйтесь доброты своей,  На земле друзей не так уж много,  Опасайтесь потерять друзей.

В прощении заключается великая сила. Все ли можно простить? Сразу, пожалуй, нет (слишком велика может быть обида). Всегда ли нужно прощать? Всегда!  Если человека любишь по-настоящему и собираешься продолжить с ним отношения - постарайся поставить себя на его место и простить. Если даже при таком условии простить не удастся - найди ему оправдание, придумай что-нибудь и прости. А иначе, как жить дальше с обидой?   Носить в себе, а тем более "холить и лелеять" обиду нельзя: душа ожесточится, а обида будет "разъедать" вас изнутри, подобно ржавчине. Конечно, это очень трудно – простить. Нам иногда кажется, что на обиду и зло надо отвечать злом.  Но это не так. Уметь прощать – это удел сильных людей. Научитесь быть сильными! Научитесь любить и прощать

«Правила Дружбы»                

( дети в группе разрабатывают правила и защищают )

-помогать другу

-быть заботливым, справедливым

-уважать мнение друга

-не оставлять в беде

-не спорить по пустякам

-не ссориться

-не выдавать чужие секреты

-уступать, делиться всем

-радоваться успехам друга

-не смеяться над недостатками других 

-уметь прощать

 

г) Чтение и анализ  рассказа «Самое страшное»  Е. Пермяка

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится. Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался. Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один-одинёшенек!

-Что можете сказать о Вове?

- Почему он остался один?   Можно ли его назвать  жестоким ?

- По отношению к кому он проявил насилие ?

- Есть ли такие ребята среди вас?

-Что бы вы посоветовали Вове? 

 

д) А сейчас я вам предлагаю послушать притчу «Все оставляет свой след» одного старого человека, и подумать какой смысл имеют сказанные им слова. ( видео запись)

  1. Заключение.

Учащиеся дали советы как жить в мире без насилия и жестокости

1.Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

2.Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

3.Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

4.Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

5.Если ребенок растет терпимости, он учится принимать других.

6.Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

7.Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

8.Если ребенок растет в честности, он учится верить в людей.

9.Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.

10.Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

11.Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

(Читают советы дети)

Закончить наш разговор я хочу просьбой:

  1. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищам в беде. Не причиняй людям зла, уважай и почитай родителей, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
  2. Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям.

Люби людей, если хочешь, чтобы люди тебя любили.

 

 

Подготовила классный руководитель 7 класса Подольская И.А.

 

 

Кл. час по предупреждению насилия.

«Добро и зло вокруг нас»             

6 класс

Цель: формировать представление о проблеме насилия, развивать положительную оценку добра, развивать уважение к другим и самоуважение.

Оборудование: рассказ «Маленький светильник», анкеты для учеников, пословицы и поговорки на доске.

Ход кл. часа:

  1. Вступительное слово.
  2. Анкетирование.
  3. Беседа.
  4. Чтение рассказа «Маленький светильник».
  5. Рефлексия.
  6. Вступительное слово.

Человек – существо общественное. Он не может жить без других людей. Мы все живем в обществе, среди людей. С одними мы учимся, с другими - отдыхаем, с третьими встречаемся в кружке. И со всеми людьми нам нужно жить в мире и согласии. Легко ли уживаться с другими, не причинив им боли? Сегодня мы поговорим с вами о насилии. Для этого вам нужно выяснить: что вы считаете насилием? Какие виды насилия вам известны? Часто ли вы сталкиваетесь с насилием и где?

Мне хотелось бы познакомить вас с определением В.Даля: «Насилие – это принуждение, неволя, силование, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное».

Ожегова дает такое определение: «Насилие – это применение физической силы к кому-то, принудительное воздействие на кого-то, притеснение, беззаконие».

     2) Ребята, где чаще всего встречается насилие? Кто может стать жертвой    насилия?

    Оказывается, факты насилия имеют место повсеместно на улице, в семье, в школе и т.д. А жертвой насилия  может стать любой из нас. Мне хотелось бы, чтобы вы сейчас внимательно послушали ситуацию, а потом ответили на мои вопросы.

Анализ ситуации.

Ситуация:

Учитель: Встречаются на перемене два ученика.

Вадим: - Эй, ты, слышь? Вали сюда! Разговор есть. Ну двигай, двигай сюда.

(Коля с неохотой подходит)

Вадим:  - Сто рублей не отдолжишь?

Коля:  - У меня нет таких денег.

Вадим: - Ну, тогда дома у родителей попроси. Скажи, что учитель сказала принести.

Коля:  - Я так не могу…

Вадим: - Да не будь ты курицей! Ты что – «маменькин сыночек»? Взял у мамки из кошелька одну бумажку и она даже не узнает. Вобщем, чтобы завтра деньги были, а то худо будет.

Учитель: Вот, кажется,  простая ситуация, которая встречается, к сожалению,  в нашей школьной жизни нередко. Как вы думаете, было ли здесь совершено насилие?(ответы ребят) Перед нами два ученика Вадим и Коля. Один  из которых, можно сказать, «герой дня», который знает чего хочет от жизни. Другой - жертва, которая сомневается, боится, не уверена, стоит ли ему приносить деньги.  А теперь давайте подумаем, к каким последствиям может привести данная ситуация Вадима, как обидчика, и Колю, как жертву.

Учитель: Ребята посмотрите, к каким серьезным последствиям может привести данная ситуация мальчиков. А иногда последствия могут быть непоправимы – смерть, инвалидность, совершение преступления  и т.д.

Поднимите руки те, кто из вас был в подобных ситуациях, когда по отношению к вам было совершено насильственное действие. Спасибо! Вспомните, какие чувства охватывали вас в этот момент?(обсуждение )

Подростки избили мужчину, в ответ на его замечание; девочки издевались над одноклассницей только из-за того, что «не одевается» дорого и модно; 12 летний избил бабушку, требуя деньги. Перечислять примеры подростковой жестокости, которые в последнее время мы очень часто слышим в новостях или читаем о них в газетах можно очень долго.

Подростковая жестокость - эта тема становится актуальной в России. С каждым годом преступников, не достигших 18 лет, становится все больше. В чем причина «озверения» детей?

По утверждениям социологов, за последние 10 лет уровень общения между подростками изменился самым кардинальным образом. Хамство - стало нормой, теперь маты от подростков слышны на каждом шагу, а «послать» могут любого, невзирая на возраст и положение.

Уголовный кодекс. Поэтому за защитой своих прав можно и нужно обращаться в полицию, суд, прокуратуру.

Но если насилие запрещено, то откуда же тогда оно возникает? Где может совершаться насилие?

Насилие в семье — систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть.

Насилие совершается и в молодежной среде.

- Скажите, пожалуйста, кто может совершать насилие? (ответы учащихся).

- Насилие могут проявлять взрослые или дети по отношению друг к другу, родители по отношению к детям. Группа людей может совершать насилие по отношению к одному человеку, тогда говорят о групповом насилии.

Как вы думаете, почему одни люди выступают в роли насильника, а другие - в роли жертвы? (ответы ).

Жертвами насилия часто становятся самые незащищенные, слабые люди: женщины, дети, старики, инвалиды. Среди молодых людей чаще всего подвергаются те, кто имеет физические отличия от других (низкий рост, рыжие волосы, оттопыренные уши), тот, кто не может постоять за себя;

Скажите, пожалуйста, а почему некоторые люди способны проявлять агрессию, насилие, унижать других, быть в роли насильника? Как вы думаете, что заставляет их так поступать? (ответы школьников)

Насилие часто совершают неуверенные люди, которые самоутверждаются за счет других.

Совершить насилие способны люди, не умеющие контролировать свои отрицательные эмоции (гнев, агрессию, страх), те, кто копит обиду на кого-либо, а потом вымещает её на слабых.

Учитель: Итак, семья. Если родители, старшие брат или сестра позволяют себе применение физической силы по отношению к ребенку, то в будущем сам ребенок, как правило, следует их «примеру».

Агрессия рождает ответную агрессию. Вы согласны с этим?

Да, никто не  в праве проявлять насилие по отношению к другому человеку. «Вся жестокость происходит от слабости».

Сейчас постарайтесь выработать в группах правила, соблюдение которые помогут нам предотвратить насилие среди нас.

Создание правил безопасного поведения (работа в  малых группах: учащиеся записывают на листках  правила, прикрепляют их на доску и озвучивают их).

   Учитель: Ребята, вы написали прекрасные правила. А теперь выберите из предложенных на доске высказываний знаменитых людей то, которое подчеркивало бы суть ваших правил:

Кто сам себя не уважает, того и другие уважать не будут Н.Карамзин;

Уважение других дает повод к уважению самого себя ( Р. Декарт)

Вежливостью достигаешь больше, чем насилием  (Ф.Шопен).

   Насилие в любой форме неприемлемо. Люди должны бережно, уважительно и любя относиться друг к другу. Вот тогда в нашем обществе будет царить мир и покой. Есть одно золотое правило, выполняя которое человек будет счастлив: «Относись к людям так, как хочешь чтобы относились к тебе».

 

 

2.Анкетирование.

Ответьте на вопросы анкеты:

Считаете ли вы насилием, когда вы                        Считаете ли вы насилием , когда вас

обзываете, даете кличку

Обзывают, дают обидную кличку

шлепаете по плечу, спине

Шлепают по плечу, спине

даете подзатыльник

Дают подзатыльник

щипаете

Больно щипают

кусаетесь

кусают

бьете

бьют

Итак, мы выяснили, что одни и те же действия могут быть по-разному истолкованы. Это зависит от того, по отношению к кому эти действия выполняются.

  1. Беседа.

Давайте вспомним старинные русские народные пословицы и поговорки. Ведь народная мудрость в них слагалась веками. Как вы думаете, о чем говориться в каждой из пословиц и поговорок?

Говорить обиняками

Доброе добром поминают

Других не суди на себя погляди

За доброе дело жди похвалы смело

Зло злом не поправишь

Как аукнется, так и откликнется

Когда хочешь себе добра , то не делай никому зла

Меч поднявший от меча и погибнет

Шутки шути, да людей не мути

 Нам нужно только прислушаться, чтоб не совершать ошибок в отношениях между людьми.

  1. Чтение рассказа.

А теперь давайте поговорим, когда и где мы чаще всего можем творить добро. Послушайте рассказ и скажите, часто ли вы совершаете подобные поступки.

Маленький светильник

Лена еще не ходила в школу, но мама уже разрешала ей самостоятельно навещать бабушку Галю - одинокую старушку, которая жила в начале их улицы. Однажды Лена вернулась домой и спросила:

- Мама, почему бабушка Галя так радуется, когда я прихожу? Знаешь, она называет меня солнечным лучиком и говорит, что я радую ее и утешаю. Но я ведь ничего особенного ей не говорю! А когда она начинает плакать, я вообще не знаю, что сказать, и плачу вместе с ней. Мне так жалко ее...

- Утешать, Леночка, можно не только словами,- ответила мама.- Ты не горюй, когда не знаешь, что сказать. Бабушку утешает само твое присутствие. Она знает, что дети больше хотят играть на улице, чем сидеть в доме со старыми людьми. Когда ты приходишь к ней с ласковой улыбкой, ей кажется, что солнечный луч проник в ее комнату. И от этого теплее на сердце становится.

А когда ты жалеешь ее и плачешь с ней, бабушка радуется, что у тебя доброе и мягкое сердце. Это ее утешает, и она уже не чувствует себя одинокой.

- Это совсем маленькое дело, да, мама?

- Не могу сказать, что совсем маленькое,- немного подумав, ответила мама. -Я как-то читала один рассказ про свечку. Послушай, я тебе расскажу.

На берегу моря стоял огромный маяк. Каждый вечер туда приходил сторож и с горящей свечкой в руке поднимался наверх по длинной лестнице.

Однажды сторож задумался о маленькой свечке, которую нес, и представил себе, что сказала бы она, если бы могла говорить.

"Куда ты меня несешь?" - спросила бы она сторожа. "Наверх".- "А что ты хочешь там так высоко делать?" - "Зажечь маяк. Он очень нужен тем, кто находится в море. Если поднимется буря и ничего не будет видно, свет маяка покажет, где порт".- "Но я ведь такая маленькая... - могла бы сказать свечка.- Я не могу светить так ярко, чтобы увидели моряки".- "И все-таки мне без тебя не обойтись",- улыбнулся бы сторож, прикрывая свечку рукой.

Поднявшись на верх маяка, сторож огоньком маленькой свечки зажег огромный факел, пламя которого бросало яркий свет в темную даль моря. Маленькая свеча сделала свое дело. Без нее сторож действительно не мог обойтись.

Здесь, доченька, пример для нас, чтобы мы светили каждый на своем месте и не смущались, что наши дела не такие уж большие. Будем делать все, что можем.

Скажите, часто ли вы совершаете подобные поступки? Что мешает вам их совершать? Нужно ли поступать так же как героиня рассказа? Зачем это нужно?

  1. Рефлексия (подведение итогов).

Наш разговор  на сегодня закончен. Но мы его обязательно продолжим. Что нового вы узнали сегодня? Чему научились? О чем задумались? Какие чувства у вас возникли в течении классного часа? Нужно ли еще проводить такие кл.часы?

 

 

Игра  с  элементами  тренинга  «Мир без насилия – вместе мы справимся» 

                                                  3  класс

 

Цель:  усвоить способы преодоления негативного отношения к сверстникам;

научиться понимать причины проявления агрессии и рассмотреть  различные стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

 

Задачи: раскрыть значение понятий «насилие», «жестокость», «агрессия», «жертва».

Содействовать развитию умения противостоять  насилию и жестокости, способности понимать и умения прощать другого человека.

Способствовать воспитанию  отрицательного отношения к проявлениям жестокости и насилия, воспитанию  нравственных качеств и ценностей.

                                                 Ход   урока

1.Организация  урока

Игра «Круг радости»

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера

 

  1. Сообщение темы и задач урока

Сегодня мы  с вами познакомимся с  новыми словами, такие   слова как  «насилие», «жестокость», «агрессия – агрессор». «жертва»

Научимся как  вести  себя в конфликтных  ситуациях,  чтобы  избежать  ситуации насилия.

 

  1. Толкование слов в толковым словаре

Насилие - это любые умышленные действия одного человека по отношению к другому, если эти действия нарушают права и свободы человека и наносят ей физическую, моральную или психическую вред.

Насилие может быть:

- Физическое - избиение, толкание и нанесения других телесных повреждений;

- Психологическое - насмешка, обида, унижение, преследование, сплетни, принуждение;

- Сексуальное - вероятная или фактическая сексуальная эксплуатация человека;

- Экономическое - умышленное лишение жилья, еды, одежды, средств и другого имущества, которое может привести к смерти или нанести вред здоровью.

Очень важно знать об этом, чтобы не допускать случаев насилия по отношению к себе.

Агрессор - это человек, который совершает насилие.

Жертва - это человек, который подвергается насилию. (демонстрация рисунка с агрессором и жертвой)

 

  1. Задание по картинкам. Работа в  паре. Объясните  почему?

- Покажите, как выглядит счастливый мальчик.

- Покажите, как выглядит мальчик, которого обидели.

- Каким ребёнком хочется быть всегда?

  1. Упражнение «Перетягивание газеты».

(Цель: иллюстрация сценария, в котором развиваются конфликты).

Дети  объединяются в пары, получают газету и сворачивают ее в трубочку, становятся на расстоянии 1 м друг от друга, подгибают одну ногу и придерживают ее рукой. Свободной рукой они берут трубочку из газеты и начинают ее перетягивать, стараясь вывести друг друга из равновесия, но при этом не разорвать газету.

Вот  так  начинаются  конфликты

Как  избежать  конфликта?

 

  1. Игра «Радость-Обида»

- По каким причинам возникает радость или обида ?

-Покажите с помощью жестов, мимики, движений свою радость или обиду если вам подарили подарок, пригласили в гости, обозвали, позвали играть, ударили, толкнули, улыбнулись тебе, забрали игрушку, вручили грамоту.

-Какое чувство вам нравится больше : радость или обида ?

 

  1. Анализ ситуаций. Работа  в  группах

(Цель: формировать умение различать виды насилия, агрессора и жертву ситуации насилия).

Задача: определить вид насилия, указать агрессора и жертву ситуации.

Ситуация 1

Витя, войдя в столовую, как всегда, сел не на свое место. К нему подошла Лена и попросила освободить ее стул. Он оттолкнул девочку с такой силой, что она упала на пол.

Ситуация 2

Десятилетние Оля и Ира отдыхали на берегу моря. К ним подошли незнакомые мужчины и предложили научить их плавать. Когда они оказались в воде, незнакомцы позволили себе грубое поведение.

Ситуация 3

Сергей  взял без разрешения ручку Миши. Когда Миша это увидел, ударил Сергея.

Ситуация 4

4-классница  Катя  гуляла в парке со своей собакой. Рядом на скамейке незнакомые ребята употребляли алкоголь. Они упорно предлагали Кате к ним присоединиться.

Обсуждение  ситуаций

Вывод: в конфликтной ситуации агрессор наносит вред не только жертве, но и себе. Он не хочет отвечать за свои поступки, специально причиняет вред другим, тем самым он разрушает свое здоровье. Ведь ярость, жестокость и злость разрушают его нервную систему - и болезни неизбежны.

 

  1. Задание « Лекарство от обиды»

-Как преодолеть чувство обиды на другого человека?

(ответы детей записываются  на  доске )

-надо преодолеть обиду сразу - ведь на друзей не обижаются

-уметь уступить если не прав

-стремиться доставить радость

-не обижать друзей

- суметь первым подойти и помириться

 

  1. Чтение и анализ рассказа «Самое страшное» 

-Что можете сказать о Вове?

- Почему он остался один? Можно ли его назвать жестоким ?

- По отношению к кому он проявил насилие ?

- Есть ли такие ребята среди вас?

-Что бы вы посоветовали Вове?

 

  1. Инсценирование « Как просить прощение и как прощать»

(как Вова просит прощение у героев рассказа, которых обидел. В роли Вовы выступают дети по очереди )

-Что произойдёт с Вовой после того, как он попросит у всех прощение?

- Легко ли просить прощение ?

 

  1. Задание «Правила Дружбы»

( дети в группе разрабатывают правила и защищают их )

-помогать другу

-быть заботливым, справедливым

-уважать мнение друга

-не оставлять в беде

-не спорить по пустякам

-не ссориться

-не выдавать чужие секреты

-уступать, делиться всем

-радоваться успехам друга

-не смеяться над недостатками других

-уметь прощать

 

  1. Подведение итогов занятия

О  чём  мы  с вами  говорили  на  уроке?

Объясните значение  слов  «насилие», «жестокость», «агрессия – агрессор». «жертва»

Как  избежать  конфликтов?

 

  1. Рефлексия

Дети обводят ладошку на цветную бумагу, вырезают и прикрепляют на доску

 со словами «Я против жестокости и насилия, потому,  что….)

Песня « Неприятность эту мы переживём» 

 

Классный  руководитель  3    класса Соломаха В.В.

 

 

«Личная безопасность»

занятие с элементами тренинга

 

Цель: познакомить с правилами безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми.

Задачи:

1.Показать самые различные способы выхода из трудных ситуаций;

2.Научить говорить «нет»;

3.Развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Ход занятия:

I.Организационный момент.

Смотрите – и вы всё увидите.  Слушайте – и вы всё услышите. Думайте – и вы всё поймёте

 

II.Вступительное слово учителя.

Эпиграф к занятию:

Жизнь – это дар и это надо ценить, невозможно угадать, что будет с тобой завтра.

                                                                                                  Данте Алигьери

       Жизнь человека – это бесценный дар. Она даёт человеку большие возможности. Каждый из вас может учиться, играть, получить в будущем любимую профессию, радоваться жизни, быть счастливым в кругу друзей и семьи. Недаром каждый человек так дорожит жизнью.

       Однако на свете существует много опасностей, которые могут не только испортить жизнь, но и отнять её. Никто из нас не застрахован от того, что в любой момент может оказаться в зоне опасности.

       -Сегодня мы познакомимся с правилами поведения при встрече с незнакомыми людьми. Чем старше вы становитесь, тем больше у вас занятий, новых контактов с людьми: детьми и взрослыми. И конечно, у вас появляется больше свободы. Родители уже не так сильно вас опекают, как это было в дошкольном возрасте. Теперь вам позволено гораздо больше. Очень важно научиться безопасно распоряжаться своей свободой. Всегда надо помнить, что не все люди желают друг другу добра. Среди взрослых людей много хороших, но, к сожалению, есть и преступники. Они могут встретиться каждому из нас. Нам бы очень хорошо жилось, если бы плохие люди отличались от хороших одеждой или лицом. Только в сказках легко отличить отрицательных героев от положительных. Давайте же вспомним сначала некоторые сказки и опасные ситуации для героев.

 

III.Разбор опасных ситуаций на примере сюжетов сказок.

       -Начнем со сказки про «Красную Шапочку».

       -Итак, давайте вспомним, что Красная Шапочка сделала неправильно. (Красная Шапочка не должна была говорить Волку, где живет ее бабушка. Тогда бы с бабушкой не произошло ничего страшного.)

       -Как вы думаете, что надо было сделать Красной Шапочке, повстречав Волка? (Надо было отправить его в сторону деревни, где много мужчин-крестьян, — они бы его прогнали в лес. Или же надо было сказать Волку: «Я не даю адрес незнакомцам».)

       -Теперь вспомним сказку «Волк и семеро козлят».

       -Итак, я буду читать отрывок, а вы остановите меня, скажите слово «стоп», постарайтесь предотвратить опасную ситуацию.

       -«Козлятки матери двери отперли. Рассказали козлятки, как к ним волк приходил. Коза и говорит: «Детки вы мои милые, вы никому двери не отпирайте, пока моей песенки не услышите…» Ушла коза в темный лес. А волк снова выскочил из кустов, побежал к кузнецу в деревню: «Михал Иваныч, язык у меня толстый и грубый, от того голос страшный, только малых детей пугаю, окажи мне услугу сделай мне то-о-оненький голосок.» (Стоп!)

       -Почему вы меня остановили? (Дальше в сказке говорится, что кузнец выполнил просьбу волка, сковал ему тоненький язычок, волк прикинулся козой, и козлята открыли ему дверь.)

       -Так, значит, из-за чего в этой сказке случилось самое страшное? (Из-за того, что большой и сильный кузнец поверил волку и выполнил его просьбу.)

       -Мы сейчас рассмотрели опасные ситуации на примере сказок, в которых злой волк является отрицательным героем. В жизни плохие люди могут выглядеть вполне доброжелательными и вежливыми.

 

IV.Обсуждение опасных ситуаций.

       -Теперь обсудим с вами ситуации, которые могут возникнуть в повседневной жизни. Работать мы будем в парах, разыгрывая данные ситуации, применяя стратегию «Четыре шага к безопасности».

Незнакомый мужчина

       - Котёнок забрался в трубу, у меня туда рука не пролазит, достань его, пожалуйста. (Ответ и действия напарника).

       - На моём участке созрела клубника, а я её не люблю. Хочешь покушать? (Ответ и действия напарника)

       - У меня дома есть крутая игровая приставка. Хочешь поиграть? (Ответ и действия напарника).

Незнакомая женщина

       - У меня потерялась маленькая собачка где-то здесь в кустах. Помоги, пожалуйста, её найти. (Ответ и действия напарника).

       - Я плохо вижу, а очки дома забыла. Посмотри, пожалуйста, сколько времени на моих часах. (Ответ и действия напарника).

Водитель остановившейся машины

       - Сядь, пожалуйста, в машину и покажи мне дорогу до улицы Молодёжной, а то я не местный. (Ответ и действия напарника).

       - Мальчик, а не хочешь ли ты прокатиться и порулить. (Ответ и действия напарника).

       Вывод: не вступай ни в какие разговоры с незнакомцем, немедленно отойди туда, где есть люди. А если незнакомец схватил тебя за руку, то кричи, сопротивляйся, старайся привлечь внимание. Если ты заметил, что тебя преследует незнакомец, то беги туда, где людно. И еще одно очень важное правило: что бы ни случилось с вами, обязательно расскажите обо всем родителям или взрослым, которым вы доверяете.

        Ни один добропорядочный гражданин не станет предлагать незнакомому ребенку пойти вместе с ним в кафе, посмотреть видео, поиграть в компьютерную игру или покататься на машине. А вот преступник найдет тысячу возможностей, чтобы усыпить бдительность ребенка и заманить его. Даже невозможно представить, что придет в голову такому злодею. Так что самое правильное - вообще не разговаривать с незнакомцем. А если вы все-таки неосмотрительно вступили в разговор с ним, надо вовремя сказать: «Извините, я не могу вам помочь» и быстро отойти или отбежать от него подальше.

 

V.Закрепление изученного.

-Давайте прочитаем правила, которые помогут вам избежать опасных ситуаций.

  • Не заигрывайтесь на улице по дороге из школы.
  • Не играйте на улице с наступлением темноты.
  • Не входите в подъезд и лифт с незнакомыми людьми.
  • Не открывайте дверь квартиры незнакомым людям.
  • Не вступайте в разговоры с незнакомыми взрослыми, не отзывайтесь на их просьбы и приглашения.
  • Не садитесь в машину с незнакомцем.

 

VI.Рефлексия

На доске висит три картинки: чемодан, мусорная корзина, мясорубка.

Ребята прикрепляют свой магнитик к одной из картинок.

Чемодан – полученные знания возьму с собой.

Мусорная корзина – выброшу информацию, которую узнал.

Мясорубка – переработаю всю информацию.

 

Провела  классный руководитель 3 класса Шахорская С.А.

 

Беседа «Учись говорить «НЕТ!»

Провела Аксенова Л. В., учитель 2 класса

Цель:   Обучать детей правильному, безопасному поведению при встрече с  незнакомыми людьми.

Задачи:

Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации   возможных 

контактов с незнакомыми людьми, при несоблюдении   мер безопасности.      Способствовать развитию осторожности, внимания, смекалки.                 

Способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни. Демонстрационный материал:  иллюстрации ситуаций.

Ход беседы

  1. Организационный момент

Ребята! Мы живем в мире, где много разных людей, хороших и плохих. 

Хорошие люди заботятся о детях, любят, оберегают их, хотят, чтобы вы выросли здоровыми,умными, добрыми. Но,   к   сожалению,   есть   и   люди,   которые   творят   зло.   Это   опасные   люди.   Они   могут   ограбить квартиру, украсть ребенка или даже убить человека.Сегодня мы будем учиться узнавать таких людей, и  учиться вести себя с ними.

  1. Основная часть 

Ребята, какие взрослые могут быть опасными?(люди неприятной внешности,неопрятно одетые и т.д.)

Всегда ли приятная внешность означает и добрые намерения?(нет, не всегда) Бывает, что ребенок остался один в квартире. Родители на работе или ушли  магазин,  больницу. Вокруг вас родные стены, знакомые предметы, игрушки. Узнав, что в квартире находится один ребенок преступники пытаются проникнуть в  квартиру, чтобы совершить, например кражу. Мы должны помнить обэтом и быть с такими людьми очень осторожными.

Как могут такие люди узнать, что вы одни дома? (позвонить по телефону или в дверь и вежливым тоном вести беседу, из которой им станет  ясно, кто в квартире…)

Вывешивается ситуативная картинка – человек звонит по телефону

 

Посмотрите на картинку, что можно сказать об этой ситуации. (Ответы) Бывает, что опасный человек звонит по телефону и спрашивает тебя о том, 

кто в доме, как  тебя звать и когда вернуться родители.

Для чего плохой человек все узнает? (узнав, что ребенок один дома, он захочет проникнуть в квартиру.) Что нужно отвечать по телефону? (я вам ничего не скажу; сообщите ваш номер телефона, родители вам перезвонят) Правильно, нельзя сообщать по телефону, что вы одни дома, свое имя и тем 

более адрес. Ребята послушайте пословицы, которые подходят к данной ситуации. (Запись на доске)

«По секрету всему свету»

«Держи язык за зубами»

«Кто много болтает – беду накликает» ­ 

О чем эти пословицы?(нельзя все и всем рассказывать, этой информацией могут воспользоваться плохие люди)

Вывешивается ситуативная картинка – человек звонит в дверь

 

Что нужно делать, если вам звонят в дверь? (Ответы детей) А если человек за дверью говорит, что он почтальон? Милиционер? 

Знакомый твоих  родителей и называет  вас по имени? (Ответы детей) Сейчас и я вам зачитаю стихотворение по теме: Не пускайте дядю в дом, если дядя незнаком!

И не открывайте тете,

Если мама на работе.

Ведь преступник – он хитер,

Притворится, что монтер,

Или даже скажет он,

Что пришел к вам почтальон.

Он покажет вам пакет

(а под. мышкой пистолет).

В жизни всякое бывает

С тем, кто двери открывает. (А.Усачев, А. Березин) Запомним ребята, что никому и не под каким предлогом нельзя открывать 

дверь людям,  которых ты не знаешь.

Сейчас мы с вами сыграем в игру, которая называется  «Закончи стихотворе

ние». Правило: нужно вставить в стихотворение недостающие слова. Не пускайте дядю в дом,

 Если дядя незнаком!  

И не открывайте тёте,  

Если мама на работе,  

Ведь преступник, он хитёр,  

Притворится, что… (монтёр)  

Или даже скажет он,  

Что пришёл к вам… (почтальон)  

Он покажет вам пакет  

А под мышкой ….(пистолет).  

Или он надел халат,  

А под ним штук пять… (гранат)  

А за ним спешит «старушка»,  

У неё в авоське… (пушка).  

В жизни всякое бывает  

С тем, кто двери…  (открывает).  

Чтоб тебя не обокрали,  

Не схватили, не украли,  

Незнакомцам ты не верь,  

Закрывай покрепче… (дверь)!

Вывешивается ситуативная картинка  незнакомец предлагает конфету 

 

Рассмотрим следующую картинку.

Девочка гуляет на улице, к ней  подошла незнакомая женщина и предлагает, 

например,  конфету. Как нужно поступить? Почему?  (Ответы детей)

А если человек говорит, что у него в машине котенок и зовет посмотреть, чтовы будете  делать? (Ответы детей) А кататься поедите с незнакомцем? (Ответы детей) Правильно, никогда не надо ничего брать у незнакомых людей, а тем более 

садиться в  машину и ехать куда­-то.

Бывает, что человек зовет не в машину, а в какое-нибудь место. Нельзя идти по его зову.  Кто знает, что у этого человека на 

уме. ­ 

Ребята, что будете делать, если незнакомый человек попытается куда­то увести вас силой?  (Ответы детей)

Вот что надо делать. Преступники бояться шума, поэтому во всех этих случаях надо  громко кричать, чтобы окружающим было понятно: вас пытаются 

увести незнакомые люди!  Например: «Дяденька, я вас не знаю! Отпустите 

меня!», «Помогите, меня уводит  незнакомый человек!»

Не бойтесь, что над вами будут смеяться. Если это поможет избежать опасности, то все  правильно. Хуже, если вы постесняетесь или испугаетесь. Вы можете попасть в беду. ­

Послушайте пословицы (запись на доске):

«Страх – плохой советчик»

«Мир не без добрых людей»  ­ 

О чем эти пословицы? (Ответы детей)

Обо всем, что происходит в вашей жизни, вы должны рассказывать 

родителям. Они должныобязательно знать, с какими ситуациями вы сталкиваетесь. Родители всегда помогут и научат, как  правильно поступить. Физминутка 

Мы с вами читали очень много сказок, есть такая пословица «сказка ложь, да в ней намек,  добрым молодцам урок». Это значит, что каждая сказка чему­то учит.

Давайте вспомним слишком доверчивых героев сказок, которые оказались в подобных  ситуациях и повели себя неправильно.  

«Золотой ключик»

 Кто в этой сказке повел себя неправильно?  (Буратино показал золотые монеты незнакомым и согласился идти с ними в страну дураков.  Он даже не 

подумал об опасностях, которые с ним могут приключиться) Как надо было поступить? (Ответы детей)  

«Волк и семеро козлят»

 

Какая опасная ситуация произошла здесь? (Козлята поддались на уговоры волка и открыли ему дверь. Волк съел козлят) ­Как надо было поступить?  (Ответы детей)

«Колобок» ­

 

Что же неправильно делал главный герой этой сказки? (Колобок был безответственным героем, никого не слушал. Разговаривал с неизвестными  ему животными. Изза глупости Колобка конец этой сказки был не очень хорошим. Лиса съела  Колобка.)

«Заюшкина избушка»

 

­Кто скажет, какая ситуация возникла здесь? (Заяц доверился хитрой лисе, которая его впоследствии выгнала из избушки. Он поверил  лисе и вот что с ним произошло.) И последняя сказка, которую я предлагаю обсудить – это «Красная шапочка» ­Вспомним эту сказку и обсудим ситуации, которые происходили с героями. Встреча Красной шапочки и волка. 

 

(Героиня сказки начала разговаривать с незнакомым ей волком, рассказала куда и зачем  идет. Этого нельзя было делать) Бабушка поверила волку и разрешила зайти в дом. Что произошло в итоге? 

Волк съел  бабушку. Нельзя верить каждому встречному.

 

Еще одна ситуация: встреча Красной шапочки и переодетого волка. Девочка  неосмотрительно приняла волка за бабушку и доверчиво с ним общалась, за 

что и поплатилась. Он  её тоже съел. Как видите ребята, сказки хоть и выдумки писателя, но в них скрыто много 

полезного.

Сценка«История маленького «НЕТ»», автор Гизела Браун. 

Действующие лица Автор, маленький НЕТ большой НЕТ, толстая  тетя, парень, дядя.  

Автор: Маленький Нет сидит на  скамейке и ест шоколадку. Он очень маленький и очень тихий.  Мимо проходит большая толстая тетя и  спрашивает: Большая тетя: «Можно я тут сяду?»

автор: Маленький Нет тихо шепчет: Маленький НЕТ: «Нет, я хочу сидеть  один». Автор: Но она не слушает и усаживается  рядом. Автор: Подбегает парень и говорит:

Парень:  «Дай шоколадку!» автор: Маленький Нет тихо шепчет: 

Маленький НЕТ: «Нет, я хочу сам ее  съесть». Автор: Но парень не слышит и забирает  шоколад. Автор: Подходит дядя, которого Маленький  Нет встречал в парке, и говорит:Дядя: «Привет, малыш. Ты такой милый, можно я тебя поцелую?» Автор: Маленький Нет шепчет в третий раз: 

Маленький НЕТ: «Нет, я не хочу, чтобы меня  целовали». Автор: Но, похоже, и он ничего не понял... Автор: Тут у Маленького Нет лопнуло  терпение, он встал, распрямился во 

весь рост,  уперся ногами и закричал во все горло: Маленький НЕТ: «Нет! Нет, нет! Неет! Я хочу один сидеть на скамейке! Я 

сам хочуесть мою шоколадку! И я не хочу, чтобы меня  целовали! Оставьте 

меня немедленно в покое!»

Автор: Тут все удивились: Хором:  «Что ж ты сразу не сказал?» И  разошлись каждый своей дорогой. Автор: И кто же теперь сидит на скамейке?  Большой Нет!И он думает: 

Большой НЕТ: «Вот, значит, как: когда  говоришь «нет» тихо и робко, люди не слышат.  Значит, «нет» нужно говорить громко, ясно и  решительно». Автор: Вот так из Маленького Нет получился  Большой Нет.

  1. Итог

Сегодня мы разговаривали о том, как вести себя с незнакомыми людьми. Что мы узнали? Ответы детей: Нельзя открывать дверь незнакомым, если нет взрослых. Нельзя рассказывать о том, что ты один в доме. Нельзя разговаривать по телефону с чужими людьми, называть им свое имя иадрес. Нельзя ничего брать у незнакомых людей, садиться к ним в машину или 

холить с ними куда­ то. Научились говорить уверенно НЕТ незнакомым людям. Нужно доверять родителям, рассказывать им все, что с вами происходит. Нужно не стесняться кричать и звать на помощь в случае опасности. А еще я вам скажу, что нельзя грубить незнакомцу. Может это вовсе не злой человек, а  хороший, любящий детей, и ты ему покажешься грубияном, невоспитанным ребенком. А если это  злой человек, то на грубость он может 

ответить грубостью – толкнуть, ударить. Будьте внимательны, осторожны и бдительны.

 

 

ГУО «Ржавская базовая школа Бешенковичского района им. М. Геловани»

Беседа « Право на жизнь и нормальные условия для развития»

 

Учитель: Пушнёва Ирина Миайловна

Цели:

  • Познакомить первоклассников с правами и обязанностями детей.
  • Формировать коммуникативные умения школьников;
  • Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.

     Xод беседы

По извилистой дорожке Шли по миру чьи-то ножки. Вдаль смотря широкими глазами, Шел малыш знакомиться с правами. Знать должны и взрослые, и дети О правах, что защищают всех на свете.

Этими строками я начинаю наш урок.  Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах и обязанностях.

С давних времён люди живут вместе, работают. Чтобы во всём был порядок, они придумали правила. Система правил и норм поведения каждого человека есть права и обязанности. Для защиты прав детей в нашей стране принят закон « О правах ребёнка» ,на  основе Конвенции ООН о правах ребёнка. Документ, в котором определены права и обязанности детей, называется «Конвенция о правах ребенка»

Это слово для вас новое и сложное. Давайте поучимся его произносить и постараемся запомнить. (хором)

- В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.

Конвенция – это большой документ, содержащий около 50 статей.

Руководствуясь этим законом государство старается сделать так, чтобы дети в нашей стране были защищены и счастливы.

А какие  права имеете вы? Ведь вы же дети.

Сегодня мы подробнее познакомимся с «Правом на жизнь и нормальные условия для развития» и постараемся ответить на этот вопрос. Наша задача хорошо запомнить их и  правильно пользоваться своими правами и соблюдать права других людей.

 Ребята, приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье жить и радоваться жизни.

    - А, благодаря кому вы появились на свет?

    - Родители рассказывали вам, как они радовались вашему появлению?

    -Как они счастливы, что у них есть вы? (ответы детей).

 - У каждого из вас своя жизнь. О сохранении жизни заботятся государство, родители, учителя, врачи, милиционеры и многие другие люди. Никто и никогда не может лишить ребенка жизни. В Конвенции, а это специальный документ о правах ребенка, записано, что главное право каждого человека – право на жизнь, и маленький человек – ребенок - тоже имеет право жить.

     - Когда-то маленький мальчик написал на своем рисунке:

                  Пусть всегда будет солнце,

                  Пусть всегда будет небо,

                  Пусть всегда будет мама,

                  Пусть всегда буду Я!

     - Этот символ говорит о том, что каждый ребенок имеет право жить, имеет право на счастливое детство.

     -Ребята, что для вас значит «жить»? Подумайте и расскажите, как бы вы хотели прожить свою жизнь? У каждого человека есть мечта. Мечта- это то, чего тебе очень хочется.

Всем детям для  нормального полноценного развития нужна семья. У каждого ребёнка должны быть мама и папа. В Конвенции о праваx ребёнка записано , что каждый ребёнок имеет право на семью. (Картинка)  

А как же быть если ребёнок сирота?  (Ответы детей)

 Если так случилось, тогда ребёнок имеет право на проживание в приёмной семье, где о нём будут заботиться другие люди.

Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка, и кошку Мусю!

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью!

 Ребята, а ваша обязанность уважать взрослых людей, которые заботятся о вас.

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру "Назови ласково". Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова БАБУШКА- ДЕДУШКА- СЫН- МАМА- ДОЧЬ- БРАТ- СЕСТРА-  Молодцы! Семья самое дорогое, что есть у человека. 

Родители много работают, чтобы  своим детям  обеспечить нормальные условия проживания.

Давайте поиграем в игру. Я буду называть условия проживания, а вы , если считаете, что это правильно xлопайте в ладоши.

-   у детей должна быть чистая одежда

- у детей должна быть рваная обувь

- ежедневно детям должны готовиться  суп и каша

- ежедневно должны дети стоять в углу

- дети должны слушаться родителей

- дети должны спать в углу на куче xлама

- дети должны иметь фломастеры, тетради, книги, игрушки

- деньги дети должны зарабатывать сами

- посуду должны мыть дети

- мыть полы должны дети

- за непослушание детей должны бить

- в семье все должны обращаться вежливо, помогать друг другу

-  в семье все  должны обзывать друг друга

-  в доме у ребёнка должна быть своя комната или уголок для его вещей и принадлежностей. 

Молодцы! В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, помогать, взрослые обязаны заботится о маленьких. Ребята,  а как же быть если в семье родители плоxо выполняют свои родительские обязанности? Или кого то из детей обижает посторонний человек?  (Ответы детей)

Тогда на защиту такиx деток выступает закон.

В Декларации о правах человека есть стастья 5,  говорится: «Никто не может быть подвергнут жесткому, бесчеловечному отношению». Государство защищает ребенка от всех форм жестокого обращения со стороны родителей и других лиц.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей.

В законе РБ «О правах ребенка» предусмотрены не только охрана здоровья ребенка, но и неприкосновенность личности, защита от физического и психического насилия. Никто не имеет права жестоко обращаться с ребенком, оскорблять его, заставлять заниматься непосильным трудом, а также попрошайничать, играть в азартные игры, пить алкогольные напитки. Государство следит за тем, чтобы все окружающие, в том числе родители, родственники, а также знакомые и незнакомые люди не причиняли вред детям.

Как хорошо, что есть права! Закон нас строго защищает. И в нем важны нам все права, Они великой силой обладают.

Чтоб нас никто не мог побить, Украсть, унизить и обидеть.

Я предлагаю вам рассмотреть рисунки, обсудить и определить, на каких рисунках нарушаются права ребенка, а на каких нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Сказки «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Муxа Цокотуxа», «Гадкий утёнок», «Золушка», «Крошечка – xаврошечка»)

В законе РБ «О правах ребенка» указаны и права и обязанности ребенка. Не бывает прав без обязанностей. Если ребенок хочет, чтобы его права уважали, то он должен соблюдать этот Закон и все другие, считаться с Государством и обществом, слушать родителей и быть к ним внимательным, беречь природу, а также все, что создано руками человека.

 Итог. Каждый человек имеет право на то, что является самым важным для него:

  • на жизнь и её охрану;
  • на защиту от псиxического и физического насилия
  • на нормальные условия для развития

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«РЕБЕНОК СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ».

Занятие для родителей учащихся V класса (2-я четверть).

 

Цель: формирование психолого-педагогической культуры законных представителей, знаний об особенностях подросткового возраста, обучение приемам общения с ребенком в кризисный период.

Задачи:

познакомить законных представителей с изменениями в личностной, психической, физической сферах жизни подростков в кризисные периоды;

совместно проанализировать проблемы, которые возникают у подростков при общении со сверстниками и взрослыми;

обучить основным способам и путям преодоления проблем в общении родителей с детьми.

Основная часть.

  1. Роль общения и дружбы ребенка со сверстниками.
  2. Основные виды, особенности и направления общения ребенка со сверстниками. Что нужно помнить родителям.
  3. Способы влияние родителей на общения со сверстниками.

Когда ребенок растет в семье, он с самых первых дней жизни начинает усваивать все те нормы человеческих отношений, которые характерны для конкретной семьи. Это добро и зло, хорошее и плохое, красивое и некрасивое и т.д. Общение – это не только обмен информацией, но и прямая организация совместного взаимодействия между членами семьи.

Главенствующее место для детей занимает общение с одноклассниками или сверстниками, именно так они и проходят своеобразную школу первых, простейших социальных отношений.

В большинстве своем, именно на основе общения вырабатываются способы взаимодействия с другими. Дети в межличностном общении стараются примерить социальные роли, такие как, например, «хорошего мальчика», «плохого парня», «повидавшего все» и т. п. Именно поэтому мы видим очень разное, часто довольно противоречивое поведение подростков, которое проявляется так, потому что они только выбирают ту роль в обществе, которая им, как они считают, подходит больше всего исходя из ситуации, места и окружения. Таким образом, происходит процесс зарождения и формирования личности.

Во взаимодействии и общении с друзьями и сверстниками подростки впервые начинают анализировать свои черты характера. Именно тогда они впервые задаются вопросом: «Почему такая черта характера мне подходит, а иная нет?». Учатся самостоятельно анализировать свои действия и поступки. В это же время, происходит и обратная связь − получение информации о том, какими их видят другие.

Обучающиеся в этот период с большим интересом изучают не только себя, окружающий мир, но и окружающих их людей. Зачастую именно поэтому подростки просто забывают обо всем на свете: об уроках, домашних обязанностях и остальном. Именно тогда для них самым важным и ценным становятся общение и дружба.

Подростки хотят иметь свою личную жизнь, в которую всячески стараются не допускать взрослых, становятся все меньше зависимыми от родителей, в том числе и эмоционально.

Начинаются поиски самого преданного, самого «закадычного друга», которому можно было бы доверить все самые сокровенные тайны. Поиск и выбор такого друга имеет большое значение в жизни подростка, так как именно в друге ищут сходство с собой, понимание, и принятие его самого таким, какой он есть.

Такому единственному другу он будет доверять все самые сокровенные тайны, спрашивать совета, обсуждать и решать проблемы. При этом ребенок будет очень рьяно, часто доходя до конфликта с родителями, отстаивать право на общение именно с этим сверстником-другом. И чем отрицательнее взрослые будут относиться к выбору своего ребенка, тем жестче будет он это право отстаивать. Родителям в это время важно понять, что теперь их ребенок не потерпит обсуждений и иных реплик в отношении положительных и отрицательных качеств своего друга. И если задать себе вопрос − «Позволяем ли мы сами обсуждать своих друзей нашему ребенку?», то ответив на него, большинство родителей придет к выводу, что их ребенок в этом отношении прав!

Еще одним немаловажным фактором является то, что взрослея, подростки все видят достаточно контрастно. Это можно проследить во взаимоотношениях. У них все довольно четко: «да» − «нет», «друг» − «враг». Это происходит потому, что подростки еще учатся разбираться в сложностях и переплетениях отношений между людьми, не вдаются в нюансы – отсюда и излишняя резкость, категоричность.

У каждого из подростков свое, особое представление о том, какой для них идеальный друг. Как правило, это внешнее, поверхностное видение. А если так случается, что реальное поведение в чем-то вдруг уступит тому идеалу, к которому стремился подросток, то этот сверстник мгновенно перейдет в категорию недругов.

Каждый подросток стремится стать успешным, самоутвердиться в среде сверстников (одноклассников), поэтому в формировании личности огромное значение начинает приобретать группа, чьи взгляды он будет принимать и где его примут как своего, это так называемая референтная группа. Такой может быть группа во дворе, микрорайоне, класс, друзья по спортивной секции, дети-соседи и др.

Родителям важно вовремя заметить появление такой группы. Именно в этот момент необходимо быть предельно внимательными, потому что такие группы в глазах ребенка будут пользоваться гораздо большим авторитетом, чем сами родители, несомненно будут влиять на его поведение и взаимоотношения с другими, к мнению участников этой группы подросток будет больше всего прислушиваться, подражать им и стремиться разными способами утвердиться в ней, завоевать определенный статус.

Почему подростки стремятся в группы?

Все это происходит из-за того, что, не смотря на индивидуальность и желание самоутверждения, подросткам крайне важно и необходимо ощущать поддержку рядом, быть нужным и важным для кого-то. Имея определенный статус в группе, они становятся сильнее, чувствуют поддержку, сообща выполняют какие-то действия. К сожалению, часто групповое «мы» подталкивает к необдуманным поступкам. Никому из подростков не хочется остаться одному, а группа – это сила, это друзья, единомышленники. Чтобы подчеркнуть принадлежность к определенной компании либо группе, ее члены вырабатывают для себя общее, то, что будет отличать их от остальных. Например, начинают носить одежду одного вида, вырабатывают систему условных знаков, появляется специфический сленг. Это сплачивает группу, подчеркивает близкие отношения, где ценятся честность, верность, долг, помощь и поддержка. Не прощаются предательство, нарушение слова, измена, жадность, эгоизм. Контроль за соблюдением правил группы осуществляется всеми членами. И если подросток нарушает правила группы, то ему могут объявить бойкот, подвергнуть гонениям или даже избить. Подростки ценят из своего окружения тех, кто имеет свое мнение, умеет его отстоять, причем любым способом, а тем, кто похож на всех остальных, в группе приходится трудно. Их мир тоже контрастен и четко делится «на своих и чужих».

Самое обидное и трудное для подростка – это чувство ненужности. С «приобретением» данного чувства у него появляются комплексы, будут расти чувства тревоги и растерянности. Отсюда и одна из причин стремления объединения подростков в группы – боязнь ненужности и страх одиночества.

К 10-11 годам у подростков случается первая влюбленность. Это для них новый, неизведанный и взрослый способ взаимодействия со сверстниками противоположного пола. Следует помнить, что любовь в этом возрасте малоустойчива и больше похожа на увлечение. В летних оздоровительных лагерях, особенность подростковой влюбчивости будет более заметна.

В начале смены мальчик или девочка, как правило, будут влюблены в одного, в середине – в другого, а в конце смены – в третьего. И каждая сторона (мальчик или девочка) считают, что любят серьезно, и самое главное, что они искренне в это верят.

Именно так начинает проявляться чувство взрослости, которое выражается в интенсивном развитии тела, повышении гормонального фона – под воздействием этих факторов и начинают происходить изменения во взаимоотношениях между мальчиками и девочками.

Интерес общения мальчика с девочкой начинает исчезать, ему на смену приходит совершенно иное − они начинают воспринимать друг друга уже как представителей разных полов со своими специфическими особенностями.

Начинается процесс бессознательного переноса либо копирования на себя таких чувств и качеств, которые присущи другому человеку и которые он хочет, чтобы были и у него. Таким образом, мальчики начинают чувствовать себя мужчинами, девочки – женщинами. В такой период для подростка на первый план выходит его собственная особенная внешность: прическа, манеры держаться, вести себя, умение общаться. Теперь в глазах сверстников первостепенную и главную роль начинает играть личная привлекательность. Для подростка главным вопросом, на который он будет упорно искать ответ – «Как должны выглядеть настоящие мужчины и женщины?» Ответ они будут искать везде, в том числе и в сети Интернет. Объектами для подражания для них могут быть образы актеров, популярных эстрадных певцов, всевозможных блогеров и др.

Родителям в это время необходимо быть особенно внимательными к своим детям − происходит процесс изменения в физическом развитии ребенка. Начинают проявляться диспропорции в развитии между мальчиками и девочками. Именно этот факт может послужить толчком для многих переживаний. Как правило, в физическом развитии девочки опережают мальчиков, на их фоне мальчики выглядят меньше и мельче. Это часто вызывает чувство неполноценности у подростка. Самые большие переживания вызывают у детей отличия по росту, весу, полноте и именно в таких случаях для них крайне важна и необходима поддержка близких взрослых, а именно родителей…

Возникающий неподдельный интерес к противоположному полу сначала будет принимать, на первый взгляд, странные, порой не совсем неадекватные формы. Их явное и не совсем осознанное желание «отношений как у взрослых» часто выражается в прямо противоположном поведении – проявление подростками нежности к девочкам. Такое поведение может подвергаться насмешкам, на которые подростки реагируют болезненно. Любовь и нежность подростка изменяются и отражаются в поведении, которое родителям может показаться противоположным влюбленности, например, дергания за косички. А это не что иное, как форма привлечения к себе внимания. Взрослым необходимо это учитывать. Девочки обычно понимают такую форму привлечения к себе внимания и редко обижаются, в свою очередь, демонстрируя свое внимание игнорированием или внешним безразличием к объекту привязанности. Подростку всегда легче общаться с кем-то другим, нежели с тем, в кого влюблен, поэтому объект любви часто разделяется: одну девочку любят идеально (будут смотреть, вздыхать, но не хватит смелости подойти), а проявлять интерес и отношение к другой. Со временем непосредственность общения исчезнет, появляется скованность либо стеснительность при общении с противоположным полом.

Подростки испытывают напряженность влюбленности, это еще больше внешне изолирует отношения между мальчиками и девочками. Девочки о предмете своей влюбленности будут шептать на ухо лучшей подружке, а мальчики при любом удобном случае всегда, как бы случайно, стараются оказываются рядом с понравившейся девочкой.

В 11-13 лет дети крайне редко открыто могут выразить свои симпатии, потому что для этого необходимо уметь преодолевать свою скованность и противостоять насмешкам со стороны сверстников. А это для них практически невозможно. Именно поэтому общение у них в основном однополое − мальчики с мальчиками, девочки с девочками. Даже в командных мероприятиях или играх они всегда будут стараться выбрать «своих».

Об особенностях общения подростка со сверстниками.

Родителям необходимо помнить, что общение со сверстниками для ребенка имеет архиважное значение! Для него это и своеобразная школа взаимоотношений, и возможность самопознания, познания других. Ему необходима помощь для того, чтобы не потеряться в мире новых для него ценностей.

Ребенок должен иметь право на свои маленькие тайны, самостоятельный выбор друзей. Общаясь в своем кругу, друг с другом, современные подростки будут учиться самостоятельно анализировать поступки. Для большинства родителей большим минусом будет предъявление требования к ребенку слишком часто и подробно отчитываться о его действиях − «где был?», «с кем гулял?», «о чем говорили?». Все должно быть в меру. Важно помнить − ему надо время уединиться, закрывшись в своей комнате.

Особую и важную роль в формировании личности подростка играет референтная группа. Именно через референтную группу родителям можно косвенно влиять на подростка. Сленг и особенности стиля одежды, манеры вести себя являются атрибутами принадлежности к определенной группе, необходимо стараться принять эти изменения внешности своего ребенка, даже если они не совсем нравятся. Для него очень важно выглядеть не хуже других, не быть так называемой «белой вороной».

Относиться с уважением и пониманием к его своеобразному кодексу поведения и чести, даже если он чересчур категоричен. Постарайтесь не вынуждать подростка его нарушать, потому что спокойствие ребенка, его самоутверждение в среде сверстников (одноклассников) в большой степени зависят от соблюдения этих специфических норм.

Подростки ранимы. Очень! Они по-прежнему нуждаются в вашем внимании, помощи и поддержке. Просто у них не хватает смелости, а часто и умения попросить совета у вас − родителей. Очень важно вовремя заметить, что с ребенком что-то происходит, найти в себе смелость и умение самим первыми заговорить с ним, разговорить его. Но если вы заметили, либо ребенок дает родителям понять, что хочет самостоятельно решить проблему, не настаивайте на своей помощи, но обязательно контролируйте ее решение, умело и не заметно для него внося необходимые минимальные корректировки. Так он быстрее научится самостоятельности.

Старайтесь и не бойтесь как можно чаще знакомиться с его друзьями. Разговаривая с подростком, старайтесь быть в курсе его интересов, в случае необходимости вы сможете вовремя помочь, дать совет, поддержать. Пусть приглашает своих друзей к себе домой.

Воспринимайте серьезно и внимательно относитесь к первым увлечениям подростка. Как правило, они редко вырастают в серьезную любовь, но для ребенка это первые и важные переживания. Помогите подростку разобраться в своих чувствах, никогда не говорите, что все это ерунда и скоро пройдет.

Методические указания:

Вот шесть правил, которым вы можете следовать, чтобы продемонстрировать детям готовность их выслушать и вникнуть в проблемы. Правила помогут добиться доверия.

  1. Устраните отвлекающие моменты.
  2. Повернитесь к вашему ребенку.
  3. Поддерживайте зрительный контакт.
  4. Выразите лицом и голосом заботу и сочувствие.
  5. Будьте активным слушателем, реагируйте краткими замечаниями, показывая ваше неослабевающее внимание, и ободряйте ребенка в его желании поделиться мыслями и чувствами.
  6. Назовите ребенку его проблему.

Остановимся на шестом правиле, поскольку у большинства родителей трудности возникают именно с ним. Вы когда-нибудь изливали душу другу, после чего он говорил вам именно то, что вы жаждали услышать? Ничто не сравнится с облегчением, испытываемым после того, как поделишься бедой с понимающим тебя человеком. Ничто не способствует большему доверию и сближению, чем уверенность, что человек, которому вы рискнете поведать свои переживания, ответит вам пониманием.

Это распознавание эмоций, когда вы видите и слышите, навык их определения и обратного проецирования на собеседника.

У некоторых родителей может возникнуть вопрос: «А если я не смогу определить суть проблемы?». Мой опыт работы с детьми говорит: когда ребенок чувствует, что вы пытаетесь понять его, он наделяет вас правом сомневаться.

И часто бывает, что, не добившись от вас понимания, дети сами определяют смысл своего переживания и называют его вам («Я вовсе не зол на это, мам! Я просто обижен»). Это лишь часть вашей постоянной тренировки на хорошего слушателя.

Иногда лучший способ понять ребенка – прислушаться к скрытым чувствам, вместо того чтобы понимать его слова буквально. И не бойтесь добиваться большей информации, если вам не все ясно.

Часто до нас не доходит суть высказываний ребенка, это случается потому, что бывают наготове стереотипные ответы, которыми мы бездумно пользуемся. Взрослые, сами того не подозревая, отсекают общение, попадая в особые ловушки.

  1. Отрицая эмоции ребенка – «Ты просто устал и будешь чувствовать себя лучше завтра утром».
  2. Размышляя – «Что ж, иногда найдешь – иногда потеряешь».
  3. Давая совет – «Вот что тебе нужно было сделать».
  4. Порицая – «Ну, ты плохо старался».
  5. Защищая другого ребенка – «Не удивительно! Ведь ты ударил ее!»
  6. Жалея ребенка – «Ах, бедняжка!»
  7. Анализируя поведение ребенка – «Мне кажется, ты пытаешься поднять себе настроение, упрекая ее».

Несомненно, вы − родители, обладаете прекрасными навыками общения с детьми, и я, как педагог могу помочь скорректировать некоторые ситуации, возникающие иногда во взаимоотношениях с детьми, ситуации, которые могут вызвать вопросы.

Существует несколько моделей нашего общения с детьми-подростками:

- принуждающая, вытекающая из возможности наказания («придешь поздно – на дискотеку не пойдешь»);

- вознаграждающая («окончишь год на «10» – куплю модную модель айфона»);

- легитимная (узаконенная), которая перестает действовать на юношей («кто мать – я или ты?»).

Какие же способы влияния на детей возможны в подростковом возрасте?

  • Побуждение. Поручите ребенку дело, подчеркивая, что вы уверены в его способностях и силах, поэтому доверяете важное и полезное.
  • Соблюдение ритма. Давая поручение, вам необходимо позаботиться о том, чтобы оно не «ломало» привычного ритма жизни взрослого ребенка. Не навязывайте собственные методы выполнения поручения. Признайте право юного человека на ошибку. Всегда помните, что не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Родитель всегда должен помнить о том, что существуют модели взаимоотношений с детьми, которые именно в подростковом возрасте толкают детей к психопатии.

«Золушка» – пренебрежительное отношение к ребенку, подавление его инициативы, постоянное подчеркивание его недостатков. Это провоцирует возникновение робости, боязливости, пассивности, неуверенности в себе.

«Тиран и кумир семьи» – преклонение перед подростком, его захваливание, постоянный акцент на его исключительности и одаренности. Это порождает истерический характер, особенностями которого являются такие черты, как желание во что бы то ни стало обратить на себя внимание и неприятие реального взгляда на других и себя.

«Гиперопека» – завышены требования, резкий, не допускающий возражений тон, стремление все решать за ребенка. Такая модель поведения формирует неуверенность и нерешительность.

«Гипоопека» – безразличие к ребенку, отсутствие заботы и заинтересованности в делах ребенка, поддержки и взаимопомощи. Это придает излишнюю возбужденность, жестокость или, наоборот, заторможенность.

Главным в отношениях между родителями и детьми является принцип двустороннего уважения – «Уважайте детей и требуйте ответного уважения».

Родители не должны позволять ребенку безнаказанно говорить с ними или с другими в неуважительном, оскорбительном тоне. Интересуйтесь у детей, что им больше нравится: уважение по отношению к ним или оскорбительное, унижающее достоинство личности отношение.

  • Следующий принцип – «Воспитывайте, объясняя». Воспитание на своем примере важно, но недостаточно, так как дети часто окружены плохими примерами в социуме. Подростки не только должны видеть, что вы ведете правильную жизнь, но и понимать, почему вы это делаете. Родитель не обязан быть совершенством, он может и должен признаваться в своих недостатках («Я делаю все, что могу, но я не знаю всего, иногда я совершаю ошибки, но хочу передать тебе то, что узнал сам»).
  • Также важен принцип – «Учите детей думать». После проступка спрашивайте их: «А что бы ты чувствовал, если бы кто-нибудь так же поступил по отношению к тебе?» Надо учить ребенка анализировать ситуацию и ставить себя на место другого человека. Часто дети поступают плохо не потому, что они плохие. В большинстве случаев родители и педагоги не объяснили им, что так делать нельзя, не научили уважать себя и других, думать и анализировать.

Рефлексия. Что было самым интересным, полезным? Какие выводы сделали?

 

 

Памятка для родителей «Общение с ребенком».

 

Общение с детьми должно занимать не меньше 3-4 часов в сутки.

Уважаемые родители, не кричите на детей, и вы убедитесь, что ребенок научился вас слышать.

Помните, что если вы – человек добрый, вас будут окружать добрые люди, если вы злой – злые.

Воспитание – это передача детям вашего жизненного опыта. Будьте милосердны!

Если у вас возникли трудности в деле воспитания, обратитесь за помощью в школу. Здесь всегда поймут и вас, и вашего ребенка.

  • Родители, всегда помните, что одна из важных сфер жизнедеятельности подростка – общение со сверстниками, учеба отходит на второй план. Для подростков главное не просто быть рядом со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее ребенка положение (лидер, авторитет).
  • Важно научить детей быть лично ответственным за успешность общения с окружающими.
  • Задача родителей – воспитать силу воли у подростка (часто дети не умеют управлять своим поведением), для этого нужно научить его ставить перед собой цели, которые должны отвечать актуальным потребностям (например, закончить четверть без «троек»).
  • Научите ребенка составлять план своих действий (после этого ребенок психологически уже будет готов к его выполнению).
  • Дайте понять своему ребенку, что вы уважаете его, ему важно признание взрослых; ваши взаимоотношения с детьми явно улучшатся.
  • Чем больше вы будете искренне интересоваться проблемами ваших детей, тем больше они будут доверять вам, так как дети остро чувствуют, искренни ли с ними взрослые.
  • Помните, что вы тоже были детьми, совершали ошибки; дети ждут от вас этого признания, возможно, ваш личный пример поможет им разобраться.

 

Подготовила и провела классный руководитель 5 класса   Адамович Ю.А.