РУС БЕЛ ENG

Профориентация

Презентация "Как выбрать профессию. Профориентация"; 9 класс.

В презентации представлены основные понятия, связанные с профессиональным выбором, самоопределением.

 

 

 
 

Самые востребованные профессии будущего десятилетия

Новые тренды, новые профессии, перераспределение интереса и зарплаты дают о себе знать. И, если ещё десять лет назад востребованы были “руки” – строители, штукатуры, облицовщики и т.д, то теперь мировой рынок труда жаждет получить “мозги” – нано-технологов, инженеров, IT-специалистов, химиков, медиков и др. Прогноз какие профессии будут наиболее востребованы в будущем десятилетии подготовлен по данным кадровых агентств Penny Lane Personnel, Анкор, Adecco Group Russia; журналов Fast Future и 24/7 Wall St.

1. IT-специалисты. Закономерное развитие тренда компьютеризации. Количество запросов на “айтишников” всех мастей только растёт. И своего пика этот тренд ещё не достиг. До полного насыщения рынка далеко. Если говорить про конкретных специалистов, то это две группы. Разработчики программного обеспечения. И “оптимизаторы” работы предприятия. Функцию последних зачастую играют системные администраторы. Впрочем, им же вверяют заботу о связи, серверах, видеоконтроле, сетях, печатном оборудовании и др. Бум дизайнерских IT-специальностей постепенно падает. Рынку требуются умелые программисты и разработчики ПО. Особенно ощутимо это в сфере гейм-производства, ОС мобильных телефонов и в веб-сфере.

2. Инженеры. Необходимость в этих людях обусловлена оттоком молодых специалистов из области и малым числом технических вузов. Основными рекрутерами по-прежнему являются государственные предприятия.

3. Маркетологи. Капитализм никто не отменял. И вся экономика, как и раньше, строится на производстве и последующей продаже товаров. В последнем пункте неоценимую роль играют маркетологи. Собственно сюда же можно отнести бренд-менеджеров и специалистов по интернет-рекламе (продвижению). Ведь что бы не предлагала фирма: от услуг лизинга до шоколадных пончиков, клиенты должны её услышать.

4. Медики. Ситуация с этими специалистами на западе и в СНГ резко отличается. У нас идёт недостаток специалистов на всех уровнях “медицинской цепочки”. Однако положительный интерес со стороны соискателей вызывают или узкие области или частные медицинские центры. А вот врачи общей практики и средний медицинский персонал массово уходят из области. На западе ситуация другая. Общие специалисты подчас ценятся даже больше чем узкие (из-за объёма нагрузок). Средние зарплаты у первых составляют порядка 150-180 тыс.$ в год.

5. Специалисты в области сервиса. Тренд, появившийся в конце девяностых в США, цветёт во всей красе. Тысячи психотренингов, коучей успеха и центров по подготовке персонала работают не покладая рук. И теперь во всех областях сервиса мы видим не просто администраторов, селлеров, и консультантов. Мы видим улыбчивых профессионалов с хорошим знанием психологии.

6. Нано-технологи. Спрос на этих специалистов похож на змеиные вылазки. То учёные сидят без дела, то на рынок приходит очередная фармакологическая, биотехнологическая, электронная компания и разом забирает большинство специалистов. В глобальных масштабах спрос на этих специалистов будет только расти.

7. Логисты. Доставка товаров сегодня превратилась не просто в приятный бонус, а в насущную необходимость. Ведь если компания не доставляет товар, клиент скорее предпочтёт обратиться к другой компании, чем самому перевозить грузы. Из-за этого отделами доставки обзаводится всё большее количество фирм. В связи, с чем растёт спрос на людей, которые могут грамотно оптимизировать вопросы перевозок между поставщиком, фирмой и клиентом. Если говорить про область мобильных перевозок, то спросом также пользуются специалисты по страхованию транспортных средств.

8. Химики. Эти люди востребованы в двух направлениях. Во-первых, это энергетика. Из-за влияния нефтепродуктов на мировую экономику. А во-вторых фармакологические изыскания. Так что пригодятся люди на стыке научной химии и медицины.

9. Топ-менеджеры. Компании и рекрутинговые агентства ведут настоящую охоту за грамотными руководителями с опытом работы. Это даже не тренд, а некое правило в сфере бизнеса. Неважно, что продаёт компания. Важно, какой руководитель у руля.

10. Аналитики рынков. Финансовый сектор за последние два десятилетия превратился из обслуживающего придатка в самодостаточную доминирующую область. А так как основой многих бизнесов являются кредиты и банковские отношения, компании нанимают специальных людей отслеживать изменения на рынках. Сюда же можно отнести относительно молодую профессию тренд-менеджера.

 
 

Советы школьникам по выбору профессии.

Уделите достаточно внимания обдумыванию вопроса, кем бы вы хотели быть, какую профессию получить хотя бы на первом этапе своей самостоятельной жизни. Не послушайте лишнюю аудиокассету, не посмотрите лишний фильм, а подумайте о выборе профессии. А лучше – не раз и не два.

Познакомьтесь с требованиями, предъявляемыми профессией, с точки зрения своего здоровья, характера, усидчивости, инициативности, умения устанавливать деловые контакты, вести разговор, желания учиться в последующем. Ведь получение профессии – это только начало профессионального роста.

Не обращайте внимания, если вам скажут, что профессия, которую вы хотите получить, не для вас. Знаменитый ученый Альберт Эйнштейн математику даже на тройку знал слабовато. Его не единожды математик называл тупицей и добавлял: «Он никогда ничего не добьется». Но ошибся: фамилию учителя давно забыли, а Эйнштейна знает весь мир!

Советуйтесь с родителями по поводу своего выбора. Но помните: если кто-то из родителей будет вам говорить, что им нравится та или иная профессия и они хотели бы вас видеть в ней, – это их предпочтения, но никак не ваши. Только если эти предпочтения совпадают с вашими – к ним следует прислушаться. В другом случае решайте сами. Это должен быть ваш выбор. Вам работать по этой профессии. Она должна нравиться именно вам!

Если вы еще не разобрались в своем характере – узнайте, какую литературу по этому вопросу почитать. Обратитесь к школьному психологу. Чем больше знаешь по этому вопросу – тем проще сделать выбор. Полагаем, вы сами догадываетесь, что свойства характера и требования к профессии бухгалтера, экономиста, юриста, менеджера, продавца, наладчика оборудования, предпринимателя несколько разные. Помните: психологи утверждают, что существует около 30 типов талантов (интеллектов), из них 12 наиболее выраженных. А в каждом из них есть по четыре. Разница только в силе, с которой они в нас заложены. Но наиболее часто встречаются следующие:

1. Вербально-лингвистический – заключается в природной способности читать и писать слова. Им обладают журналисты, писатели, юристы, учителя.

2. Цифровой – имеет отношение к данным, измеряемым в цифрах. Характерен для математиков. Высококвалифицированный инженер должен обладать одновременно вербально-лингвистическим и цифровым талантами.

3. Пространственный – присущ творческим людям. Все три этих типа необходимы архитекторам, т.к. эта профессия требует хорошего владения словами, цифрами и творческими навыками.

4. Физический – им наделены многие спортсмены. Кроме того, есть много людей, которые не блещут успехами в школе, но прекрасно одарены физически. Часто это люди, которым легче учиться с помощью действия, и это называется «практическим обучением». Людей этого типа тянет к механике или строительным профессиям. Их талант нередко выражается в наблюдении за вещами, их изготовлении и использовании.

5. Личностный – его еще называют «эмоциональным». Люди этого типа часто терпят неудачу не потому, что им не хватает умственных знаний, а потому, что они боятся проиграть. Они ограничивают меру своего успеха только потому, что живут в страхе совершить ошибку или потерпеть фиаско. Личностный интеллект – наиболее важный из всех существующих. Он отвечает за контроль над тем, что мы говорим сами себе. Эмоциональное мышление, по оценке специалистов, в 24 раза сильнее рационального.

6. Межличностный – люди с такими данными часто становятся харизматическими коммуникаторами (специалистами по общению) – политики, актеры, торговцы, ораторы.

7. Окружающей сферы – это люди, владеющие природным даром иметь дело с деревьями, растениями, животными, землей, природой.

Поэтому определитесь, какого интеллекта (таланта) в вас больше, кто вы. Этим самым вы лучше узнаете себя и сможете объяснить свое поведение. Подходы к работе и учебе, окружающим и т.д. Вам необходимо понять, что если вы не любите идти на риск, – то вряд ли добьетесь успеха там, где надо действовать нестандартно и даже интуитивно. Исполнитель на риск не пойдет: он будет все взвешивать, обдумывать. И найдет много причин, чтобы не рисковать. А если у вас слабо развит аналитический аппарат – вряд ли из вас получится хороший экономист, юрист, бухгалтер и т.п. Считать вы сможете, но суть работы экономиста, бухгалтера и т.п. не только в этом. А в первую очередь в выработке предложений, которые позволили бы улучшить ситуацию (на предприятии, в фирме и т.д.). О хороших юристах и разговора нет – они обязательно должны уметь сопоставить, увидеть то, что может быть незаметно для многих, даже своих коллег. Не случайно сложные дела поручают именно тем, кто способен увидеть маленькие нюансы и связь между ними там, где их не видят другие.

Помните: даже хорошие школьные отметки гарантией будущего профессионального и карьерного роста не являются. В школе вы их получали за уровень усвоения знаний, которые вам предлагали учителя, излагали в книгах. И кто больше работал, чтобы их усвоить, – у того были выше оценки. В жизни времени на изучение ситуации иной раз будет мало: решение надо будет принимать самостоятельно и оперативно. Кто это сделает лучше – тот будет впереди, независимо от того, какие у него были оценки в школе.

Выбор цели в жизни всегда сложен. Но возможность выбора есть всегда. Даже при неудаче. Неудача – это один из путей для принятия правильного решения. Пример тому – гениальный изобретатель всех времен Томас Эдисон (лампочка накаливания, фонограф, кинограф и т.д.). Школьный учитель когда-то назвал его остолопом. Эдисон более 14 тысяч раз терпел неудачу в своих усилиях усовершенствовать лампу накаливания. И когда этим фактом его «поддел» журналист местной газеты, он мудро ответил: «Я узнал более 14 тысяч способов как не надо делать».

Изобретатель ракеты «Фау-2» (для создания которой потребовалось провести многочисленные математические расчеты) немец Вернер фон Браун провалил в свое время в школе экзамен по математике. Великий певец Энрико Карузо в начале своей певческой карьеры так часто срывался на высоких нотах, что его вокальный педагог посоветовал ему вообще бросить петь. Уолт Дисней разорялся семь раз и испытывал нервный срыв, прежде чем придумал свой сказочный город. Василий Шукшин стал тем, кем мы его знаем, попробовав почти три десятка профессий. Так что если вы, выбрав какую-то профессию, поймете, что «это не ваше» – не бойтесь принять новое решение. Не зря говорят: если у вас что-то не получается, попробуйте другое. Возможно, менять профессию вам в жизни придется не раз: сейчас многое быстро устаревает и отмирает. К смене профессии надо быть готовым. Но принятие решения не надо затягивать, если такая необходимость возникнет. Помните: лучше медленнее идти, чем долго решать.

Многочисленные исследования у нас и за рубежом показали, что минимум 85% успеха человека в жизни основаны на способности общаться и ладить с людьми. Это важнее даже технической компетентности. Действительно, если вы чего-то не знаете, то быстро узнаете. Вам с удовольствием придут на помощь, если вы коммуникабельны, порядочны, инициативны, если сами откликаетесь на просьбу других. Вам обязательно помогут! Но при условии, если вы сами обладаете бескорыстным желанием придти на помощь. Помогайте другим! Это как брошенное вперед – найдется и зачтется!

Не отказывайтесь от работы, если вас об этом просят или поручают, даже если эта работа не по вашему профилю. Выполняя такую работу, вы имеете уникальную возможность расширить свой кругозор, научиться делать что-то еще, да еще и бесплатно поучиться. Ведь после вас работу кто-то проверит, а с новеньким это обязательно! И вы получите дополнительные новые знания. Знаний никогда не бывает много, как и не бывает лишних! Знайте: в США при приеме человека на работу факторы располагаются в следующем порядке:

1. добросовестность

2. хорошие навыки общения

3. опыт предыдущей работы

4. характеристика с предыдущего места работы

5. образование

Из перечисленного нетрудно сделать нужный вывод!

Будьте добросовестны как к окружающим, так и к работе. Добросовестно работающий человек – это свободный человек, т.е. находящийся без постоянного контроля. Недобросовестного все время будут контролировать, спрашивать, напоминать, подгонять! А это сильно действует на психику. Хотите, чтобы на вас не жали, не портили вам нервы, – работайте добросовестно! И это будет замечено!

В случае, если работа окажется сложной, – старайтесь сделать ее все равно добросовестно, даже если чуть выбьетесь из срока. Если что-то непонятно, если испытываете затруднения, – обращайтесь за советом. Знающим всегда приятно, что к ним обратились. Им интересно поделиться тем, «как это сделать». Даже начальникам, хотя они часто этого не любят. Решайте вопрос с коллегами. Но обращайтесь своевременно! Не выдвигайте потом, в качестве оправдания, довод, что «я не знал, как это лучше сделать».

Выбирайте дело по душе, по любви! Человек, любящий свое дело, не мучается им. Оно ему не в тягость, а в радость. В противном случае вы будете мучиться на работе, а работа будет мучить вас! У вас не будет интереса к профессиональному росту. А без этого добиться многого невозможно.

Не претендуйте в жизни сразу на многое! Особенно с точки зрения оплаты вашего труда. Помните: на рынке труда вы – товар! А это значит, что каждый покупатель (работодатель) хочет купить товар получше, но ценой подешевле (как и любой из нас при товарно-денежных отношениях). И за вас много сразу не дадут. Знайте: это только нам кажется, что мы стоим больше. На самом деле нередко и те деньги, что некоторым платят, – большие, т.к. отдача им не соответствует.

Многие наши беды – от завышенных (или заниженных) представлений о себе, т.е. соответствующей самооценки. Оба случая плохи. В первом случае впоследствии наступает разочарование (не достиг того, о чем мечтал), во втором – замедленное движение вперед. Старайтесь оценить себя объективно на каждый момент. Это вовсе не значит, что в самооценке вы должны стоять на месте. Вы будете набираться знаний, опыта, познаете пути преодоления трудностей – и ваш интеллект и самооценка повысятся.

Помните: без цели и веры успех не приходит. Определитесь с целью. И верьте в нее. Человек без цели никуда не приплывет, как и корабль. Помните, что снайпер отличается от мазилы только тем, что первый был когда-то тем же мазилой, но приложил много усилий, чтобы научиться метко стрелять. Поэтому успех завтра – это большой труд сегодня.

Познавайте себя. Самопознание и самовоспитание не представляет чего-то недоступного. Оно означает: вы должны увидеть и познать, в чем состоят ваши собственные способности, а затем тщательно организовать и развивать эти способности. Самовоспитание – это знание и понимание себя, желание изменить себя. Эти качества необходимы для роста и успеха.

Поймите: разные варианты и решения, которые мы выбираем и принимаем сегодня, в конечном счете, определяют то, что случится с нами в будущем. Будущее, с которым вам предстоит столкнуться в своей жизни, вовсе не предопределено, и ничто в нем не наступит произвольно, по воле случая, хотя вы склонны думать, что это именно так. Ваше будущее прямо сейчас существует и живет внутри вас. Вы носите в себе собственную судьбу. Ваше прошлое искажено линзой, которую вы в свое время выбрали для рассмотрения окружающего мира и его оценки. Измените убеждения, которые тянут вас назад. Создайте себе те, которые вас нацеливают на достижение чего-то. Не позволяйте тому «дураку», который нередко живет во многих из нас, думать, что мы не способны на что-то хорошее. Мы этим еще не занимались. И даже не ставили цели. Бросьте самому себе вызов и желание достичь чего-то, даже если думаете, что это вам не под силу!

Настройте свои мысли позитивно, на хорошее! Мы в буквальном смысле слова можем сделать все, что захотим, или стать тем, кем захотим. Нас никто и никаким образом не ограничивает, пока не ограничены наши мысли. Нацельте себя на то, кем вы хотите стать, и оставьте позади все, что не служит этому. Кем вы себя видите – тем вы и станете. У вас после школы начинается новая жизнь. А это – всего лишь новое мышление. Вы сейчас – программист своей жизни. Постарайтесь увидеть те действия и решения, которые вам необходимы для новой жизни и новой цели. Ведь каждый из нас проживает ту жизнь, которую сам себе сотворил. Программируйте себя на успех. Успех приходит к тем, кто ориентируется на успех. Неудача приходит к тем, кто из-за пренебрежения позитивным начинает считать себя неудачником.

Не паникуйте, если у вас ранее не складывалась учеба. Вы начинаете новую страницу жизни. Начните ее с вдохновением, с определения цели и большого желания достичь этой цели. Решите для себя, к каким областям деятельности вы лучше всего приспособлены, в чем полнее сможете самореализоваться. Определитесь, кто вы, каковы ваши возможности. Распахните свой разум для разных вариантов и возможностей. Никакая сумма денег не даст вам достаточной компенсации за работу, которая будет для вас нелюбимой. Жизнь полна различными вариантами выбора и возможностями. Так что прислушайтесь к себе, своим предпочтениям. Найдите нечто такое, чему вы сможете отдаться со всей своей страстью.

Мы слишком часто движемся по наезженной колее, где чувствуем себя ограниченными. И в этом проблема! Но своих возможностей мы не знаем. Если вы знаете, куда хотите придти – вы придете. Кто раньше, кто позже. Но придете. Надо только разобраться, где вы находитесь и куда идете. Цели, которые вы установите для себя, во многом определят те обстоятельства и ситуации, с которыми вы встретитесь в жизни. Добивайтесь тех целей, которые ближе вашему сердцу. Не тратьте впустую время, задаваясь вопросом: «А может это мне не по силам?» Намечайте цель и начинайте двигаться. Все начинается с первого шага. Но обязательно вы должны иметь всегда четкую картину, к чему стремитесь. Тогда вы будете выбирать и конкретные необходимые шаги.

Только помните: знать, что хотелось бы, и делать к этому шаги, – далеко не одно и то же. Именно ваши действия, а не желания, ведут вас к цели.

 

Программа Республиканской акции «Твое профессиональное образование» (Витебская область)

Программа Республиканской акции «Твое профессиональное образование»

(Витебская область)

21 мая 2022 года / онлайн

Видеоинтервью «#Будущее страны»

Интервью учащихся учреждений профессионального образования области. Своими историями поделятся будущие профессионалы и расскажут о том, почему они выбрали свою профессию

Перейти по ссылке и посмотреть

23 мая 2022 года / онлайн

Онлайн-презентации об учреждениях профессионального образования «#Визитка»

В презентациях можно ознакомиться с географией учреждений профессионального образования Витебской области, со спектром подготавливаемых профессий, работой приемных комиссий, адресами и контактными данными учреждений образования

Перейти по ссылке и посмотреть

24 мая 2022 года / онлайн

Презентационная площадка учреждений профессионального образования и ресурсных центров

Профориентационные видеоролики об учреждениях профессионального образования Витебской области, где можно познакомиться с профессиями и учреждениями профессионально-технического и среднего специального образования. Здесь можно найти ответы на вопросы, связанные с выбором специальности и места обучения, особенностями обучения и работы по выбранной профессии

Перейти по ссылке и посмотреть

С 20 по 30 мая 2022 года / онлайн

Профориентационное тестирование на новой онлайн-платформе ПрофиТест (https://profitest.ripo.by/public/main) 

Абитуриенты смогут пройти тестирование и получить консультацию по выбору профессии

Пройти тестирование здесь

24 – 25 мая / офлайн

г.Витебск

Областной конкурс профессионального мастерства среди обучающихся, получающих профессионально-техническое и среднее-специальное образования по конкурсной компетенции ”Технология моды“

Витебский государственный индустриально-технологический колледж

(г. Витебск, ул. Золотогорская, 30)

Конкурс проводится в целях повышения статуса и качества профессионально-технического и среднего специального образования в Республике Беларусь, совершенствования системы профессиональной ориентации среди молодежи, повышения престижа профессий рабочих и квалификаций работников, привлечения молодежи в производственный сектор экономики и внедрения в образовательный процесс инновационных технологий и высокотехнологичного оборудования. В конкурсе принимают участие 5 учреждений профессионального образования, ведущих подготовку кадров по специальностям ”Технология производства швейных изделий“ и ”Конструирование и технология швейных изделий“: Витебский государственный индустриально-технологический колледж, Витебский государственный индустриальный колледж, Полоцкий государственный химико-технологический колледж, Оршанский государственный политехнический профессионально-технический колледж, Оршанский государственный профессиональный лицей текстильщиков имени Г.В.Семёнова.

Школьники и родители могут посетить конкурсную площадку 24 мая с 11.00 до 18.30 и 25 мая с 9.00 до 15.30 по адресу: г. Витебск, ул. Золотогорская, 30.

25 – 26 мая / офлайн

г.Витебск

Областной конкура профессионального мастерства среди обучающихся, получающих профессионально-техническое и среднее-специальное образования по конкурсной компетенции ”Электромонтаж“

Витебский государственный колледж электротехники

(г. Витебск, ул. П. Бровки, д.17)

В конкурсе принимают участие 7 учреждений профессионального образования, ведущих подготовку кадров по квалификациям ”Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования“, ”Электромонтажник по электрооборудованию силовым и осветительным сетям“,  в том числе и в интеграции: Витебский государственный колледж электротехники, Витебский государственный технический  колледж, Новополоцкий государственный политехнический колледж, Оршанский государственный механико-экономический колледж, Городокский государственный аграрно-технический колледж, Оршанский государственный политехнический профессионально-технический колледж, Полоцкий государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства

Школьники, родители и представители организаций – заказчиков кадров могут посетить конкурсную площадку 25 мая с 11.30 до 19.00 и 26 мая с 9.00 до 13.00 по адресу: г. Витебск, ул. П.Бровки, д.17

21 и 28 мая 2022 года / офлайн

Профориентационные субботы в учреждениях профессионального образования

В учреждениях профессионального образования пройдут экскурсии, мастер-классы, профессиональные пробы, квесты, интерактивные викторины и другие мероприятия профориентационной направленности.

Школьники и родители могут посетить учреждения профессионального образования с 9.00 по 15.00.

24 – 25 мая 2022 года / офлайн г.Полоцк

Областной форум учащихся профильных классов педагогической направленности "Педагог: профессия, призвание, искусство"

Форум проводится в целях привлечения в педагогическую профессию мотивированной, подготовленной молодежи, интеллектуального и творческого развития будущих педагогов, выявления и обобщения эффективного педагогического опыта по организации образовательного процесса в профильных классах педагогической направленности. Форум пройдет 24-25 мая 2022 г. в г.Полоцке на площадках:

1. УО "Полоцкий государственный университет".

2. УО "Полоцкая государственная гимназия №1 имени Ф. Скорины".

3. ГУО "Средняя школа №16 г.Полоцка".

4. ГУО "Средняя школа №18 имени Евфросинии Полоцкой г.Полоцка".

30 мая 2022 года / онлайн

 

Проект «#Твое профессиональное образование»

Все материалы Республиканской акции «Твое профессиональное образование» будут собраны в единый информационный ресурс и могут быть использованы в профориентационной работе

Перейти по ссылке и посмотреть

 

 

 

Цели и задачи профориентационной работы.

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Цели

  • оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
  • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

  • получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
  • обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
  • дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
  • выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. Т. о. можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

Рисунок 1

Изображение

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Содержание профориентации в условиях непрерывного образования.

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности уч-ся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).

С этой целью ежегодно составляются школьные и городские планы работы по профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя – раздел профориентация. Ответственными за профориентационную работу в школах являются заместители директоров по воспитательной работе. Помощь классным руководителям в организации этого блока работы также оказывают социальные педагоги, психологи, преподаватели-организаторы ОБЖ, учителя “Технологии”. Тесные контакты школ с МУК, предприятиями, учебными заведениями профтехобразования, средними и высшими учебными заведениями, внешкольными учреждениями, территориальными центрами профориентации.

Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся 7-9 классов, которую проводят психологи. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители.

Структура деятельности педколлектива по проведению профориентационной работы в школе

Координатор деятельности: заместитель директора по воспитательной работе

заместитель директора по воспитательной работе, в функции которого входят:

  • выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
  • поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;
  • планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
  • осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсуль-
  • тирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории;
  • проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;
  • создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;
  • организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
  • организация системы повышения квалификации классных руководителей (тьюторов, кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;
  • осуществление контролирующих функций работы классных руководителей (тьюторов, кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;
  • организация занятий учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения;
  • курирование преподавания профориентационных курсов в ходе предпрофильной подготовки (“Твоя профессиональная карьера”) и профильного обучения (“Технология профессионального успеха”).

Выполняющие рекомендации координатора:

Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:

  • составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
  • организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
  • ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
  • помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
  • организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
  • организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
  • оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родите
  • лей по проблеме самоопределения;
  • проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профиль
  • ному и профессиональному самоопределению;
  • организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профес
  • сиональных учебных заведений.

Учителя-предметники:

  • способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся обще
  • трудовые, профессионально важные навыки;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
  • адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

Библиотекарь: 

  • регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
  • изучает читальские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
  • обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
  • регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отрослям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д)

Социальный педагог:

  • способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
  • оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
  • осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Школьный психолог:

  • изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся
  • осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
  • проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
  • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
  • создает базу данных по профдиагностике.

Медицинский работник:

  • используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;
  • проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
  • оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
  • оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.

Направления и формы работы.

Организационно-методическая деятельность

  • Работа координаторов по профориентационной работе с уч-ся.
  • Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.

Работа с учащимися

  • Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
  • Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
  • Анкетирование
  • Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия)
  • Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.

Работа с родителями

  • проведение родительских собраний, (общешк., классн.);
  • лектории для родителей.
  • индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
  • анкетирование родителей учащихся;
  • привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
  • привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;
  • помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
  • помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
  • избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
  • создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.

.

 

 

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

Памятка для родителей

«Типичные ошибки ребёнка и семьи при выборе профессии»

  Ориентация  семьёй ребёнка сразу на профессию высшей квалификации (учёный, дипломат, директор, управляющий банком и т.д.)

  • Пренебрежение к профессиям, которые являются не престижными, хотя и значимыми в жизни.
  • Отсутствие у ребёнка своего мнения в выборе профессии и принятие решения не по собственной воле, а по требованию родителей или других людей.
  • Перенос отношения к конкретному человеку, который является представителем данной профессии, на саму профессию.
  • Перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с этим учебным предметом.
  • Выбор профессии, связанный с выбором данной профессии друзьями.
  • Отсутствие умений разобраться, оценить свои способности, возможности в выбранной профессии.
  • Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребёнка.
  • Завышенная или заниженная самооценка собственных личностных качеств, которая способствует неадекватности в выборе той или иной профессии.
  •  
свернуть

ФОРМУЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

ФОРМУЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

ФОРМУЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

 

ХОЧУ

МОГУ

НАДО

УСЛОВИЯ ОПТИМАЛЬНОГО  ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

 

 

ХОЧУ – стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).

 

МОГУ – возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).

 

НАДО – потребности общества в кадрах, и осознание необходимости затратить определённые усилия для достижения жизненно важных целей.

свернуть

ССУЗы Республики Беларусь

Гродненская область 

Волковысский колледж УО "Гродненский государственный университет им. Я. Купалы"
Гуманитарный колледж УО "Гродненский государственный университет им. Я. Купалы"
Лидский колледж УО "Гродненский государственный университет им. Я. Купалы"
Технологический колледж УО "Гродненский государственный университет им. Я. Купалы"
УО "Гродненский государственный политехнический колледж"
УО "Гродненский государственный медицинский колледж"
УО "Гродненский государственный колледж искусств"
УО "Гродненский торговый колледж "Белкоопсоюза"
УО "Гродненское государственное музыкальное училище"
УО "Гродненское государственное училище олимпийского резерва"
УО "Жировичский государственный аграрно-технический колледж"
УО "Лидское государственное музыкальное училище"
УО "Новогрудский государственный торгово-экономический колледж"
УО "Новогрудский государственный аграрный колледж"
УО "Ошмянский государственный аграрно-экономический колледж"
УО "Слонимский государственный медицинский колледж"

Витебская область

Аграрный колледж УО "Витебская государственная академия ветеринарной медицины "
Оршанский колледж УО "Витебский государственный университет им. П. М. Машерова"
Полоцкий колледж УО "Витебский государственный университет им. П.М. Машерова"
УО "Витебский государственный колледж культуры и искусств»
УО "Витебский государственный индустриально-педагогический колледж"
УО "Витебский государственный станкоинструментальный колледж"
УО "Витебский государственный индустриально-строительный колледж"
УО "Витебский государственный политехнический колледж"
УО "Витебский государственный медицинский колледж"
УО "Витебский государственный технологический колледж"
УО "Витебское государственное училище олимпийского резерва"
УО "Витебское государственное музыкальное училище им. И.И. Соллертинского"
УО "Высший государственный колледж связи". Витебский филиал
УО "Городокский государственный аграрно-технический колледж"
УО "Лепельский государственный аграрно-технический колледж"
УО "Новополоцкий государственный политехнический колледж"
УО "Новополоцкое государственное училище олимпийского резерва"
УО "Новополоцкое государственное музыкальное училище"
УО "Оршанский государственный механико-экономический колледж"
УО "Оршанский государственный колледж железнодорожного транспорта Белорусской железной дороги"
УО "Оршанский государственный медицинский колледж"
УО "Полоцкий государственный аграрно-экономический колледж"
УО "Полоцкий государственный лесной колледж"
УО "Полоцкий торгово-технологический колледж" Белкоопсоюза
УО "Смольянский государственный аграрный колледж"

Брестская область

ОСП "Ляховичский государственный аграрный колледж" УО "БарГУ"
Пинский колледж УО "Брестского госуниверситета им. А.С.Пушкина"
УО "Барановичский государственный колледж легкой промышленности им. В.Е. Чернышева"
УО "Барановичский государственный музыкальный колледж"
УО "Брестский государственный политехнический колледж"
УО "Брестский государственный музыкальный колледж им. Г.Ширмы"
УО "Брестский государственный колледж железнодорожного транспорта Белорусской железной дороги"
УО "Брестский государственный медицинский колледж"
УО "Брестское государственное областное училище олимпийского резерва"
УО "Пинский государственный аграрный технологический колледж"
УО "Пинский государственный колледж искусств"
УО "Пинский государственный аграрно-технический колледж им. А.Е. Клещева"
УО "Пинский государственный медицинский колледж"
УО "Пинский государственный индустриально-педагогический колледж"
УО "Пружанский государственный аграрно-технический колледж"
УО "Столинский государственный аграрно-экономический колледж"
ЧУО "Барановичский экономико-юридический колледж"

Минская облать

ГУО "Гимназия-колледж искусств г. Молодечно"
УО "Борисовский государственный политехнический колледж"
УО "Борисовский государственный медицинский колледж"
УО "Жодинский государственный политехнический колледж"
УО "Ильянский государственный аграрный колледж"
УО "Марьиногорский государственный ордена "Знак Почета" аграрно-технический колледж им. В.Е. Лобанка"
УО "Молодечненский государственный медицинский колледж"
УО "Молодечненский государственный политехнический колледж"
УО "Молодечненский государственный музыкальный колледж им. М.К.Огинского"
УО "Молодечненский торгово-экономический колледж" Белкоопсоюза
УО "Несвижский государственный колледж им. Я. Коласа"
УО "Новопольский государственный аграрно-экономический колледж"
УО "Плещеницкое государственное областное училище олимпийского резерва"
УО "Слуцкий государственный медицинский колледж"
УО "Смиловичский государственный аграрный колледж"
УО "Солигорский государственный горно-химический колледж"
УО "Солигорский государственный педагогический колледж"
ЧУО "Солигорский экономический колледж"

Могилёвкая область

Архитектурно-строительный колледж ГУВПО "Белорусско-российский университет"
Горецкий педагогический колледж УО "Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова"
ГУО "Бобруйский государственный лесотехнический колледж"
Могилевский государственный библиотечный колледж имени А. С. Пушкина
Социально-гуманитарный колледж УО "Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова"
УО "Бобруйский государственный автотранспортный колледж"
УО "Бобруйский государственный механико-технологический техникум"
УО "Бобруйский государственный медицинский колледж"
УО "Бобруйский государственный аграрно-экономический колледж"
УО "Бобруйское государственное училище олимпийского резерва"
УО "Государственная средняя школа-колледж искусств г. Бобруйска"
УО "Жиличский государственный сельскохозяйственный колледж"
УО "Климовичский государственный аграрный колледж"
УО "Кличевский государственный аграрно-технический колледж"
УО "Могилевский государственный медицинский колледж"
УО "Могилевский государственный музыкальный колледж им. Н.А.Римского-Корсакова"
УО "Могилевский государственный библиотечный колледж им. А.С. Пушкина"
УО "Могилевский государственный колледж искусств"
УО "Могилевский государственный технологический колледж
УО "Могилевский государственный политехнический колледж"
УО "Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь"
УО "Могилевский торговый колледж потребительской кооперации"
УО "Могилевское государственное училище олимпийского резерва"

свернуть
2024
ноябрьапрель
13 ноября, среда

МЧС

подробнее...